Операция «Ironclad»
1942.
Англичане
высаживаются на Мадагаскаре.
В апреле 1942 японский флот доминировал на море. Большая часть
американского Тихоокеанского флота
лежала на дне Пирл-Харбора. А флот Ее Величества в предшествующих битвах потерял
три наиболее ценных корабля. Япония уже убедительно показала, на что она
способна, когда японцы добились от правительства Виши права на использование
баз в Индокитае, откуда императорская армия могла проводить операции против
Южного Китая, Таиланда, Малайзии и
Борнео. Англичане не без оснований боялись повторения подобной ситуации и на Мадагаскаре - другого французского
владения под управлением правительства в
Виши.
Расположенный в Индийском океане, остров, являвшийся французской колонией с 1896 г,
простирается на 1600 км в длину и на 650 в длину. Но наиболее интересной точкой
острова являлась его северная оконечность, где находится город Диего-Суарец
с огромнейшим рейдом, напоминающим Скапа-Флоу, считавшийся одним из
самых больших в мире. О его стратегической важности говорит тот факт, что рейд без особых проблем мог вместить
боевые корабли всех стран мира. Его оборона осуществлялась независимо от
остальной части острова.
Короче говоря, если бы этот бастион случайно попал бы в руки стран
Оси, то можно было вести разговор о безнаказанных операциях на море, под водой
и в воздухе, как в Индийском, так и в Атлантическом океанах. Во всяком случае, путь союзных конвоев, огибающих мыс Доброй Надежды,
мог быть перекрыт с серьезными последствиями для снабжения войск в
Юго-Восточной Азии.
Таким образом, для англичан стало необходимым оккупировать базу до
того, как из виртуальной эта опасность станет
реальной. Однако силы, которыми располагали англичане
были незначительны, и для начала было решено осуществить блокаду Диего-Суарец и
военно-воздушной базы в Ансиране. Эта
операция получила название «Ironclad»
(«Броненосец»)
Французский гарнизон, практически забытый на родине,
до 1941 года мог рассчитывать только на поддержку нескольких Potez 25TOE. 7 января 1941 правительство Виши решило усилить потенциал местной
авиации, создав 565 эскадрилью, которая должна была быть оснащена
истребителями Morane 406. 1 июля
часть была сформирована в Диего Аррашар
(в 10 км южнее Диего-Суарец) под командованием капитана Леонетти,
а до того она существовала только на
бумаге. Тем не менее, инфраструктура была в зачаточном состоянии, отсутствовало
практически все, за исключением нескольких бараков из дерева и жести, использовавшихся для
технического персонала.
Но самое худшее заключалось в том, что больше самолетов практически не
было, за исключением горстки порядочно
изношенных Potez 25TOE и нескольких Caudron Pelican и Potez 29 использовавшихся для эвакуации
раненых. В ожидании поставок Моранов, летчики
тренировались на Потезах. В эскадрилии
насчитывалось 13 пилотов.
23 июля 7 Потез 63.11, предназначенных для
555 эскадрильи, находившейся в Ивато-Таннарив, были
выгружены в Диего-Суарец с борта парохода «Банкгог».
Затем они были доставлены в Диего-Арраша
где были облетаны перед тем как отправиться дальше на юг. Первый самолет,
облетанный 22 августа, прибыл в Ивато на следующий
день. Последний был доставлен 17 октября.
Наконец, 7 октября прибыли первые Моран 406.
В январе 1942 г. 565 эскадрилья была
переведена в Ивато, где месяц спустя две группы были
объединены в Смешанную Воздушную Группу (С.В.Г.). Капитан Леонетти
стал ее командиром, в то время как 6 Потезов 63.11 (седьмой разбился 16 октября 1941 г) перешли
под начало лейтенанта Ле Будека,
а 20 Моран 406 - капитана Баша соответственно.
Лейтенант Россинье
заступил на должность командира подразделения постоянно базирующегося в Диего-Арраше, состоящего из нескольких истребителей и самолетов-разведчиков.
Сухопутные части, которыми располагали французы, хотя и были
многочисленны, страдали от нехватки снаряжения, артиллерии, транспорта...
Большая часть войск состояла из
колониальных войск и сенегальцев.
Операция «Ironclad» начинается.
Для высадки англичане собрали в Дурбане, в
Южной Африке, 29 независимую бригадную группу, в состав которой входили 17
пехотная бригада, и 5 бригада коммандос. Силы «F» под
командованием вице-адмирала Е.Н.Сайфрета с приданными
авианосцами, должны были осуществлять поддержку с моря и воздуха. Первая группа
покинула Дурбан 25 апреля 1942, эскортируемая
крейсером «Devonshire», двумя эсминцами и
несколькими малыми кораблями. Через три дня основная часть сил вторжения выступила в поход под прикрытием
линкора «Ramilles», крейсера «Hermione», 6 эсминцев и авианосца «Illustrious». «Ramilles» также выполнял функции флагманского корабля и для генерал-майора Р.Г.Старжеса, командующего всеми сухопутными силами,
находясь в Сифрете. «Illustrious» возвратился в строй после восстановительного
ремонта, проведенного в Соединенных Штатах
после тяжелых повреждений, полученных кораблем в ходе ожесточенных
бомбардировок Мальты самолетами Оси. На его борту находились следующие
подразделения: 881 squadron - 12 Grumman Martlet III, 882 sq. - 8 Grumman Martlet III 1
Fairey Fulmar N.F.I; 810 sq. &
829 sq. - 20 Fairey Swordfish.
Две группы обогнули все южное побережье Африки, пройдя на западе
Мадагаскара Мозамбикский пролив. Третьего мая к ним
присоединился второй авианосец «Indomitable» с двумя эсминцами. На его борту находились следующие эскадрильи: 800 squadron - 8 Fairey Fulmar, 806 sq. - 4 Fairey Fulmar, 880 sq. - 9 Hawker Sea Hurricane, 827 sq. & 831 sq. - 24 Fairey Albacore.
Планом операции было предусмотрено, что самолеты c «Illustrious» будут
подавлять возможное сопротивление на море, а
самолеты с «Indomitable» должны были нейтрализовать французские аэродромы
и обеспечить авиационную поддержку
высадившимся частям. Несколько подразделений Южно-Африканских ВВС имели
целью обеспечивать ближнюю поддержку
продвигавшихся британцев. 32 flight (Martin Maryland), 36 и 37 (Bristol Beaufort) были собраны
в одну эскадрилью, обозначенную 20th S.A.A.F squadron, с задачами ведения воздушной разведки и
бомбардировки мальгашских
аэродромов.
В то же время, Восточный флот крейсировал в Индийском океане для
полного предотвращения какой-либо
попытки со стороны японцев высадиться на
острове. Но последние были слишком заняты своими операциями в Коралловом море.
Единственным свидетельством заинтересованности японцев послужил прилет японской
летающей лодки H6K Mavis, вылетевшей с базы в Порт-Влэр
на Андаманских островах.
Полная неожиданность в Диего-Арраша.
В полночь 4 мая 1942 боевые корабли заняли свои позиции на западе от
мыса Амбр, на северной оконечности Мадагаскара. Секретность в ходе подготовки
операции удалось сохранить, и французы терялись в догадках по поводу того, что происходит.
Основные цели высадки состояли из военно-морской базы в Ансиране и в
аэродроме Арраша. Чтобы достичь порта со стороны
моря, нужно было миновать укрепления в Оронжойя, считавшихся хорошо укрепленными. Таким образом, следовало их
нейтрализовать путем быстрого рейда коммандос, чтобы корабли смогли войти в
порт.
В течение ночи с 4 на 5, транспорты, следуя за тральщиком,
приблизились к острову с западной стороны
перед восходом солнца. Высадочные средства доставили части 5th commando с базы в Куррие. Несмотря на досадный взрыв двух мин, неожиданность
была полной и британцы направились прямо на полуостров
Андракока. Другие
подразделения 29 бригады без всякого сопротивления, высадились южнее, в
бухте Амбарарата, и только в Пуант Басс произошли
незначительные стычки.
На заре авианосцы выпустили свои самолеты, в то время как крейсер «Hermione» произвел отвлекающий маневр у
восточного побережья. Около 4 часов утра три волны из 6 Swordfish с «Illustrious» атаковали стоящие на якоре суда в бухте Диего-Суарец, тогда как «Albacore» с «Indom» занялись аэродромом в Арраша. Истребители
с обоих авианосцев обстреляли береговые батареи 75мм орудий. 6 первых «Swordfish», снаряженных
торпедами, безрезультатно атаковали авизо «D’Entracasteaux», но затем подорвали «Bougainville». Вторая волна с глубинными бомбами потопила подводную лодку
«Beveziers»; третья волна сбросила листовки с текстом ультиматума, адресованного
губернатору, и нанесла бомбовый удар по артиллерийской батарее и «D’Entracasteaux». У
ведущего самолета этой волны,
пилотируемого лейтенантом Евереттом, из-за попадания
зенитного снаряда остановился мотор, и ему пришлось сесть на воду вблизи
берега, после чего весь экипаж попал в руки французов.
Одновременно, «Albacore» и «Martlet» атаковали Арраша на низкой высоте и подожгли ангары. В этот момент «Мартлеты» без предупреждения атаковали Потез
63.11 лейтенанта Россинье,
который как обычно как обычно заходил на посадку на своём Потезе 63.11.
Самолет был полностью разбит, а Россинье и его наблюдатель сержант Эре погибли. Другие
машины, стоявшие как на параде, вдоль взлетной полосы, были уничтожены
британскими самолетами.
Британцы совершают ошибку.
С тех пор, как новость о британском вторжении распространилась, С.В.Г. перелетела из Ивато в Аниворано в 80 км южнее Диего-Суарец. В последующие дни
французы выполнили многочисленные полеты. «Potez»
бомбардировали конвои, а «Morane» осуществляли воздушное прикрытие
и временами обстреливали из бортового
оружия наземные войска.
Английские самолеты продолжали сбрасывать листовки, с требованиями
немедленной сдачи, которая была отвергнута местными властями. 29 бригада наконец
приблизилась к Ансиране, следуя за авангардом, состоящим из легких танков.
Но в тот момент когда, казалось, цель была уже достигнута, англичане
недооценили силы французов. В действительности, французы не знали, где
противник хотели нанести свой основной удар. Англичане сами открыли свои карты. Они послали пленного французского офицера в Ансиран с требованием о немедленной сдаче. Фактически
предупрежденные о неминуемости атаки, французы смогли организовать защиту
города. И сделали это так умело, что смогли остудить наступательный пыл
англичан. Пяти британским легким танкам, имевшим честь прорваться через боевые
порядки французов, пришлось столкнуться с большими неприятностями: оставшись
без пехотной поддержки, они потеряли четыре танка подбитыми, и их экипажи после
ожесточенного сопротивления попали в плен.
Оборонительные рубежи французов на перевале Бон Нувель,
опиравшиеся на два форта, прикрывавших
подходы к полуострову, были усилены. Несмотря на прибытие
после полудня семи новых танков, британцы топтались на месте до наступления
ночи. Но в течение всего дня подкрепления непрерывным потоком высаживались с
транспортов. На утро, авизо «D’Entracasteaux»
предпринял попытку выйти в открытое море, но «Swordfish» cбросил бомбу, которая прошила мостик и взорвалась в
жизненно-важных частях корабля, вынудив его
открыть кингстоны. Трем другим «Swordfish» оставалась
только завершить работу.
«Martlet» и «Swordfish» выполнили многочисленные вылеты, но без особого успеха. Один «Potez» из Аниворано был сбит над бухтой Диего-Суарец, но экипаж отделался только ранениями.
В тот день британской авиации не удалось записать на свой счет ни одной победы,
очевидно, «Potez» был сбит зенитной артиллерией.
На следующий день, 6 мая 29 бригада без особого успеха
предприняла наступление против перешейка
Бон Нувель. А подкрепления все прибывали , в частности, 17 бригада.
В 6 часов «Martlet» из 881sq заметили 3 «Potez»63.11, из которых два приблизились к
транспортам, а третий шел над местами высадки. Истребители заняли удобную
позицию. Лейтенант Берд и Су-лейтенант Уоллер сбили один из них, лейтенант Томкинсон
записал второго. Оставшемуся «Potez» удалось уйти. Два французских летнаба и один пилот
были убиты, второго летчика серьезно ранило.
После неудачи с утренним наступлением, «Albacore»
бомбардировали французские укрепления, в то время как «Swordfish» c «Illustrious» на юго-западе сбросили манекены парашютистов с целью ввести
противника в заблуждение. Один патрульный «Swordfish» потопил
подводную лодку «Heros» с помощью глубинных бомб, а затем прислал корвет на место кораблекрушения с целью подобрать
уцелевших.
Единственный
воздушный бой во время кампании.
Новый удар был нанесен вечером, совместно с атакой эсминца, который
должен был войти в порт Ансиран с целью высадить
стрелков морской пехоты. Пока «Swordfish»
обстреливал корабли, охранявшие вход в порт Оранжайя,
эсминец «Anthony» преодолел защитные боны и блестяще выполнил свою задачу. В течение ночи
вновь был предпринят штурм перевала Бон Нувель, и
позиция была, наконец, прорвана к 3 часам утра
7 мая.
В случае, если французы откажутся сдаться, на
заре 7 мая был приготовлен новый удар по Ансиране. Патрульные «Martlet» из 881 sq были вовлечены в единственный воздушный бой
между истребителями за время всей компании на Мадагаскаре.
Приближающиеся с
юго-запада два «Morane» 406 были замечены, и лидер англичан предпринял
первую лобовую атаку. Его машина была подбита 20-мм снарядами
и он пошел на вынужденную в прибрежных дюнах. В это время пилот второго «Martlet» заметил два новых «Morane» за собой. Он спикировал, чтобы настичь
первую пару и достиг победы. Вторая пара «Martlet»,
патрулировавшая выше, заметила схватку и поспешила на помощь. Один «Morane» был сбит.
В итоге три «Morane» оказались потеряны. Два пилота погибли и один пропал без вести. К сожалению, архивы не дают
нам возможность установить имя единственного победителя над «Martlet».
В 10.40 английский корабли открыли двухминутный огонь по Диего-Суарец.
Без промедления местные власти выкинули белый флаг. Тральщики проверили фарватер и уже вечером британский флот покачивался
на волнах самого красивого рейда в мире. Условия сдачи были приняты французами,
хотя двумя днями ранее на аэродроме Арраша
французские пилоты сожгли два поврежденных «Morane», перед тем
как отступить на юг.
Операция «Ironclad» была первой десантно-высадочной операцией англичан с начала войны (а
если точнее, то со времен Дарданелл). За три дня боев англичане потеряли по крайней мере 100 убитых и 300 раненых, а
французы 150 убитых и 500 раненых.
Fleet Air Arm выполнила 309 вылетов. Не считая «Martlet» & «Swordfish» потерянных при уже описанных
обстоятельствах, британская авиация потеряла
«Fulmar», сбитый зенитной артиллерией и другой «Fulmar», потерпевший
аварию. «Sea Harricane» c «Indomitable» выполнили единственный вылет для обстрела аэродрома Арраша (отмеченного уничтожением допотопного
биплана) и использовались с «Fulmar» для поддержки сухопутных войск, передав
задачу по завоеванию господства в воздухе «Martlet»
Японские подводные лодки наносят
удар.
Сразу же после занятия северной оконечности Мадагаскара, воздушный
дивизион приступил к своим обязанностям.20th S.A.A.F. sq. прибыл из Линди в Арраша
12 мая, летный персонал прибыл на «Lodstar». По прибытии
подразделение насчитывало 22 самолета: 6 «Maryland» из 32nd flight и 16 «Beaufort» из 36th и 37th flight. Экипажи заверили, что их пребывание на острове будет ограничено
четырьмя неделями и что нет смысла запасаться запасными частями. В
действительности, 20th S.A.A.F.
проведет там полгода.
После южноафриканцев прибывают части Королевского флота: 795 sq. - «Fulmar» и 796 sq. - «Albacore». С уходом авианосцев командование перешло в руки генерал-майора Старжеса. 29 мая 6 «Lysander» были доставлены на пароходе и собраны в Диего-Суарец. Они поступили
в распоряжение 1433th flight.
В момент разгрузки «Lysander», неопознанный самолет облетел
Диего-Суарец, заставив принять меры для
отражения атак подводных лодок или самолетов. На следующее утро линкор «Ramilles» поднял давление в котлах,
чтобы быть готовым при любой опасности выйти в море. Через день самолеты Royal Navy стали
выполнять постоянные патрульные полеты, но ничего не происходило до 20.15.
Внезапно торпедный залп настиг «Ramilles» и танкер, который практически
немедленно затонул. Несмотря на серьезные повреждения, линкор в одиночку смог достичь Южной Африки для восстановительного
ремонта. Атака была произведена японской подводной лодкой, вышедшей для выполнения этого задания из порта в
Малайзии.
Премьер-министр Южной Африки фельдмаршал Ян Смутс
настаивал на завоевании оставшихся двух крупных портов острова - Мажунга на северо-западе и Таматав
на восточном побережье. Недостаток войск, нестабильность на индо-бирмансокй
границе вынудили англичан начать переговоры с представителями вишистской администрации, для того чтобы избежать военных операций
сверх уже завоеванных территорий.
Несмотря на свои размеры, на Мадагаскаре находилось всего три
относительно современных шоссе, соединявших столицу Таннариве с Мажунга, Таматаве и Фианарантсоа… Дороги были
неасфальтированны, но находились во вполне
сносном состоянии и позволяли передвигаться по ним даже тяжелой технике. Остров
гордился своими 870 км железных дорог, наиболее важный участок
которых соединял Таннариве с Таматав. Диего-Суарец на севере был фактически отрезан от
всего остального острова, но при этом легко мог защититься от любой угрозы. Со своим портом наравне с
Момбасой на восточном побережье Африки (в Кении) и Коломбо на Цейлоне
обеспечивал превосходную основу для
обороны всего Индийского океана. Однако, если
бы японцы обосновались на Мадагаскаре, они ставили под угрозу линии морских
коммуникаций союзников между Египтом, Индией, Ираном и Восточной Африкой.
С другой стороны, юг Мадагаскара был покрыт густой сетью аэродромов,
которые давали союзникам прекрасную возможность для борьбы в океане. Присутствие японцев
на оставшейся части острова вело к увеличению затрат и требовало больше
людей только для одной обороны Диего-Суарец, чем для контроля всего острова.
Итак, полная оккупация всего Мадагаскара казалась единственным
верным решением, исходя из прагматических соображений, так и для экономии сил, которую она (операция)
сулила.
«Добро» от Черчилля.
Одни только слухи, что
японские подводные лодки заправляются в Мажунга
заставляли предпринять усилия для
окончательного завоевания острова. В июне 1942 гарнизон Диего-Суарец состоял из
7 южно-африканской бригады и одной бригады королевских африканских стрелков.
1 июля генерал-лейтенант Сэр Вильям Платт, командующий оперативной зоны в Восточной
Африке принял под свое начало операции на Мадагаскаре. Спустя два дня
королевские африканские стрелки без
единого выстрела скрытно высадились в Дзадузи,
что на острове Майотт
к западу от Диего-Суарец.
В середине июля стало ясно, что французские власти тянут время, чтобы переговоры начались не
раньше осени, когда сезон дождей делал любую военную операцию практически
невыполнимой. Вследствие этого, 19 июля после того, как ситуация на индо-бирмансокй границе стабилизировалась, британский
премьер-министр дал «зеленый свет» на проведение дальнейших операций по оккупации Мадагаскара
Высадка на юге даже не обсуждалась, в значительной мере из-за того,
что пропускная способность портов не позволяла поддерживать линии снабжения в
надлежащем состоянии. Проводить наземную операцию было также немыслимо, так как
560 км до Мажунга нужно было пройти по весьма
неважной дороге, к тому же изрезанной
более чем 300 мостами и мостиками.
Чтобы достичь Таннарифе казалось необходимым высадить часть войск
либо в Мажунга, либо в Таматаве.
Британцы полагали, что в случае захвата столицы французы капитулируют. И если усилия, затраченные для высадки казались приемлемыми, то,
напротив, англичане не обладали достаточным числом высадочных средств и
транспортов. Последние должны были
под завесой секретности заранее прибыть
из Восточной Африки, чтобы обеспечить предварительные мероприятия. Они также
должны были быть возвращены точно в срок, чтобы принять участие в операции «Torch» - против еще одного бастиона вишистского
правительства в Северной Африке, планируемой в середине октября 1942. Но
все-таки казалось, что времени может не хватить, так как операции на Мадагаскаре планировались на
начало сентября.
В течение всего лета 1942 20th S.A.A.F. sq выполнили многочисленные разведывательные полеты,
сфотографировав более 500 км2 территории, в зоне Мажунга, дороги из Диего-Суарец в Мажунга
и зоны Таматава. Над Индийским океаном и Мозамбикским
каналом осуществлялись противолодочные полеты. В одном из них, в бухте Ампасиндара были замечены две неопознанные подводные лодки,
стоящие на ремонте, но никаких действий предпринято не было. Четыре «Beaufort» были потеряны в результате летных происшествий, а один «Maryland» был подбит зенитной артиллерией и был вынужден приземлиться на
вражеской территории. Несколько мадагаскарских солдат
во главе с французским офицером пытались было
захватить экипаж в плен, но, использовав башенные пулеметы, южноафриканцы переломили
ситуацию в свою пользу и взяли
в плен французский патруль. Пленники и их тюремщики пешком проделали
путь до побережья, где их принял на борт британский эсминец, а затем доставил их в Диего-Суарец.
Горстка «Morane» и «Potez».
В августе британцы составили рапорт о состоянии «armee de l’Air». Действительно, ситуация была не блестящей. У французов было только
4 «Morane» 406 и 3 «Potez» 63.11. К несчастью, французские
отсчеты о состоянии авиации отсутствуют, но, очевидно, британский доклад был
недалек от действительности. Ситуация в «Armee de l’Air» начала ухудшаться еще в мае, когда 12 «Morane» были списаны
из-за их плохого состояния и нехватки запасных частей. Еще три машины были
потеряны в боях, а две сгорели. Не исключено, что сгоревшие машины включены в
список боевых потерь, и в результате на начало сентября в летном состоянии
находилось всего 5 «Morane».
В свете различных реорганизаций на уровне верховного командования
Восточной Африки, 4 сентября 20th S.A.A.F. сменил
свое обозначение и поменял функции, став 16th бомбардировочным S.A.A.F. sq. В его
составе насчитывалось 5 «Maryland» и 7 «Beaufort».
Из авианосцев в это время единственным остался «Illustrius» с 12 «Martlet» - 881 sq, Fulmar - 806 sq и 18 «Swordfish» из 810 &
829 sq.
Главный удар, основной задачей которого было занятие порта Мажунга
и его окрестностей, должен был быть нанесен
29 бригадой 10 сентября. После занятия порта, 22 восточно-африканская
бригада должна была, в свою очередь, высадиться
на побережье и с помощью бронеавтомобилей Marmon-Herrington Mk.III наступать в направлении Таннариве. В то же время, 7 южно-африканская
бригада должна была покинуть Диего-Суарец, и, насколько возможно, пробиться как
можно дальше на юг, чтобы оттянуть французские силы к северу, подальше от
столицы.
Перед тем, как провести эти операции, коммандос должны были высадиться
в Морондова, маленькой деревне, расположенной в 1000
км южнее, с целью дать понять французам, что именно это место
является основной целью англичан. По возможности, 29 бригада, замещенная
22 южно-африканской бригадой, должна была вновь высадиться в Мажунга, но на сей раз с другой стороны острова, и
прорываться в направлении Таннариве.
Молниеносное падение Мажунги.
Первые десантные корабли прибыли в Ампозани,
севернее Мажунга,
на заре 10 сентября 1942. Первыми высадились солдаты полка «East Lancashire» и королевские шотландские стрелки. Несколькими минутами позднее над
портом появились «Swordfish», вышедшие в имитационную атаку, не сбросив бомб. Несмотря на
довольно сложное преодоление прибрежных скал, после короткой стычки с
французами, пехота сначала овладела аэродромом, а затем проникла в город,
который практически сразу пал. В это время остальные десантные корабли
поднялись в устье реки Бетсибока и высадили несколько
рот полка «South Lancashire»
и 5 полка коммандос, которые
быстро заняли порт.
Не теряя времени, восточно-африканские стрелки,
южно-африканские броневики и подразделение инженерных войск выступили по дороге, ведущей в Таннариве, чтобы занять
мосты на 160 и 210 км, перед тем, как их разрушат французы. Практически не
встречая сопротивления, они достигли первого моста в 16 часов. Прибыв утром
следующего дня ко второму мосту, они обнаружили, что он взлетел на воздух.
Однако французы схалтурили, и центральный пролет, хотя и просевший в воду, не
пострадал. Хотя он и возвышался не более
чем на метр над уровнем реки и не представлял особого препятствия для
бронемашин, переезжавших мост «по колено» в воде. Поняв свою ошибку, в
19.30 11 сентября
французы послали один «Potez»63.11 для бомбардировки моста, но без особого успеха. До этого ни
один самолет французских ВВС не появлялся в течение нескольких дней.
Аэродром в Мажунга, одна из приоритетных
целей, занятый 10 числа, принял первые тактические самолеты. По недоразумению,
они приземлились там раньше, чем он был занят английскими войсками. Но им
повезло - никто не сопротивлялся им по приземлении. Четыре подразделения ВВС,
передислоцированные по приказу полковника С.А.Мелвилла
(S.A.A.F.) и «Lysander» из 1433th sq, подчиненные непосредственно 22 бригаде,
высвободили самолеты с «Illustrious», придя им на смену по поддержке операций на юге Мадагаскара.
С утра 12 сентября 2 «Maryland» выполнили вооруженный разведывательный
полет над дорогой
между мостом над Бетсибока и Таннариве. Они
атаковали колонну автомашин, но «Maryland» N 1681 был
подбит зенитной артиллерией и возвратился на базу на одном моторе и с убитым
наблюдателем на борту.
После моста над Бетсибокой на 210 км, продвижение британцев задерживало
лишь присутствие в больших количествах
различных препятствий на дороге.
Англичане не встречали какого-нибудь серьезного сопротивления до 16
сентября, когда рота
поддерживаемая бронемашинами,
гаубицами и орудиями столкнулась с ротой сенегальцев, защищавших мост,
пересекающий реку Мамокомита. Стычка была короткой,
но ожесточенной, и, заплатив 5 убитыми и 9 ранеными, британцы заняли позицию.
Комары-союзники французов.
М.Анне, губернатор Мадагаскара запросил, наконец, условия перемирия, и
17 числа из Ивато вылетел «Maryland», чтобы
привести французских уполномоченных. Но он был поврежден при посадке, и стало
необходимым выслать вторую машину, в то время, как
первая ремонтировалась французскими механиками. Британцы возобновили свои прошлогодние предложения, но после долгих
переговоров они были отвергнуты французами, и
на следующий день делегация была выпровожена в Ивато.
В то время как 22 восточно-африканская
бригада медленно продолжала продвигаться вперед, в направлении
на север, 7 бригада легко преодолела первые 130 км после Сокарангом.
Но по пути между Верамайя и Маромандиа
на 240 км она столкнулась с разрушенными мостами, различными препятствиями на
дороге и, ко всему, мириады комаров значительно затормозили ее прибытие в Маромандиа
до 18 сентября. 14 числа короткая стычка между «Marmon-Herrington» и французскими тяжелыми пулеметами
несколько охладила наступательный порыв первых.
Один за другим разрушенные мосты
восстанавливались инженерными войсками, приданными колонне,
направляющейся на север в направлении на Мажунга, но
колонна, шедшая на Маромондиа должна была
остановиться. Отряд южно-африканцев продвигалась не очень успешно, в отличие от
своих коллег, вышедших из Мажунга, в результате она
получила приказ возвращаться назад, однако инженерные подразделения продолжали следовать в направлении на
Таннариве. 22 сентября последние соединились в Антсохили
с малочисленным отрядом королевских африканских стрелков, вышедших для этого из
Мажунга.
Другие подразделения 7 южно-африканской бригады 11 сентября прошли Воемар с восточной стороны и направились на Антахала, куда и прибыли 20 числа. Коммандос высадились в Морондава 10 сентября, не встретив сопротивления, и
проникли до Махабо, остановившись в нескольких
километрах за деревней из-за недостатка припасов для продвижения вперед.
На заре 18 сентября флот вторжения
подошел к Таматаве. Самолеты с «Illustrious» патрулировали над портом, в то время как французские власти
изучали ультиматум, предъявленный им. В
7.30 от пирса отошла баржа под белым флагом, но была вынуждена отойти после
того, как раздалось несколько выстрелов. В 7.50 крейсер и эсминец обстреляли
пляж Пуант Таннио в течение трех минут.
После этого, французы, наконец, выбросили белый флаг, позволив
приблизиться десантным судам. Части вошли в город, покинутый защитниками еще
накануне, за исключением 80 человек, сдавшихся без сопротивления.
Непокорный мост.
Благодаря удачному стечению обстоятельств, на вокзал Таматаве пришел поезд
именно тогда, когда англичане уже проникли в город. Убедившись в том,
что это не ловушка, олдаты из полка «South Lancashire» взобрались на него и на всех парах устремились к Брикавиллю,
находившемуся на юге. Быстрота этого прорыва привела
французов в замешательство, но в нескольких километрах от Брикавилля
поезд остановился перед двумя разрушенными мостами. После короткой стычки атакующим удалось захватить Брикавилль.
После этого коммандос пешком проследовали в направлении на Таннариве.
18 сентября 1433rd flight переместился со своими «Lysander» в Маросипой, чтобы поддерживать контакт с
22 восточно-африканской бригадой, которая начала встречать более упорное
сопротивление по мере приближения к столице. 20 числа один «Maryland» в поиске цели для
бомбардировки на дороге Ансирабе-Таннариве,
являвшейся линией коммуникаций французов, атаковал восстанавливающийся мост на
реке Икора, но в цель не попал.
Три «Beafort», посланные против этого же моста вернулись ни с чем. На следующий
день «Albacore» из 796th sq попытались окончательно уничтожить мост, но
результат не превзошел таковой у предшественников. Больше попыток разбомбить
мосты не предпринималось.
В это время 22 бригада показалась в виду Таннариве. Она столкнулась с
позициями Маисти, длиной до трех километров,
протянувшихся на значительную глубину под прикрытием хорошо защищенных
возвышенностей. Восточно-африканские части произвели
обходной маневр и втянулись в битву, длившуюся в течение двух дней. В конце концов французы отошли, сохраняя порядок, но они оставили
победителям 45 пленных, 2 65-мм пушки, 1 75-мм и две гаубицы.
Теперь Таннариве находился не более чем в 30 км, но чтобы его
достигнуть было необходимо преодолеть другое укрепленное место-Амбохидратримо.
Однако когда 22 бригада приблизилась к нему его защитники, состоявшие из мадагаскарцев и сенегальцев, обратились в бегство. В 17.00 восточно-африканская пехота и «Marmon-Herrington» вошли в Таннариве. 22 сентября «Maryland» обнаружил
передовые части 29 бригады, а на следующий день «Lysander» «зачищали»
оставшиеся очаги сопротивления в Амбохидратримо.
Как только англичане вошли в Таннариве, они сосредоточили усилия на
том, чтобы как можно скорее ввести в строй аэродром, который смог принимать
самолеты только через 4 дня. Уходя, французы оставили в руках победителя
фотографии всех мадагаскарских аэродромов. Эта
забывчивость стоила им очень дорого...
Призрачный «Morane» 406.
За Таннариве, королевские африканские стрелки совершили маневр, чтобы
соединиться с 29 бригадой в Брикавилле, что и
произошло 24 сентября в Мораманга на полпути между
двумя этими пунктами.
Парад победы в Таннариве был
проведен несколько преждевременно, так как вишисты
были далеки от того, чтобы сложить оружие, но свои войска с позиции на Фарантоза они все-таки отвели.
Британцы устремились вперед, чтобы завершить операцию, но им мешали
многочисленные невероятные препятствия, призванные остановить их продвижение.
На участке дороги длиной 2500 м они должны преодолеть всего ничего - 29 стен из
камня, а на другом участке французы повалили на дорогу 800 деревьев из расчета
1 на метр.
Южно-африканские «Maryland» не снижали своей активности. На заре 25
сентября машины под N1663 и
1671 подвергли бомбардировке форт на дороге Таннариве-Ансирабе.
«Fulmar» из 795 sq исчез при невыясненных
обстоятельствах.
30 сентября французская авиация вновь заявила о себе. Один «Morane» 406 обстрелял колонну к
северу от Ансирабею. Чтобы найти аэродром, с которого
действовал этот призрачный самолет, был выслан «Maryland». Самолет под N1860,
используя Ивато в качестве базы, обследовал различные
зоны к югу от Таннариве, пользуясь при этом фотографиями, оставленными
французскими летчиками, чтобы облетать все окрестные аэродромы.
Безрезультатные поиски продолжались целую неделю, несмотря на то, что пехота
видела один «Morane» и «Potez» во время этой операции.
В 130 км к югу от столицы на вокзале Самбэна англичане столкнулись с группой из 600 вражеских
солдат, сопротивление которых было непродолжительным и через два дня, 2
октября, они проникли в Ансирабе. Хотя
французы расставили на дорогах
огромное количество препятствий, к которым англичане уже стали привыкать, они
не потрудились разрушить железную дорогу между Таннариве и Ансирабе,
которая немедленно перешла в руки неприятеля.
29 сентября южно-африканцы заняли Туэлар, на юго-западной оконечности острова, одновременно с
высадкой в Форт-Дофин на юго-востоке и начали
продвигаться к северу.
Большая часть ВВС 3 октября перебазировалась на новые
аэродромы, находящиеся ближе к неприятелю. 1433 flight оказался в Ансирабе,
другие попали в Ивато. Четыре «Albacore» обосновались в Мажунга для ведения
противолодочной борьбы. 7 октября с Ивато была проведена
обширная охота на французскую авиацию. Удары наносились по всем известным
аэродромам , в том числе и восстанавливающимся. В это
время появился один «Potez». За ним
устремились два «Albacore», но бомбардировщику удалось оторваться и скрыться от них. Два «Maryland» сбросили бомбы на ангар в Иози, и на
основе полученных в ходе налета данных, англичане пришли к выводу, что Иози был последней базой французской авиации.
В это время французская авиация
еще располагала 5 «Morane», из которых только два были в пригодном
для полетов состоянии. На следующий день (8 октября) три «Beaufort» прибыли для бомбардировки аэродрома. Они обнаружили три «Potez» 25 TOE, «Potez» 63.11 и «Morane»406, спрятанные в траве в двух километрах от аэродрома. Самолеты были
обстреляны «Beaufort», в результате чего один «Morane» загорелся. По возвращении на базу, экипажи «Beaufort» предоставили
фотографии пяти найденных самолетов. Немедленно взлетел «Maryland» для нанесения
повторного удара. Экипаж отметил, что сгоревший «Morane» исчез, а
четыре других самолета были, в свою очередь, подвергнуты штурмовке.
В распоряжении французов больше 6
рот.
Атаки по Иози были возобновлены в течение следующих двух дней, и ангар был
полностью разрушен 10 октября. После прекращения боевых действий там были
найдены в плачевном состоянии два «Potez» и два гражданских самолета.
Во время этих событий 16th S.A.A.F. sq претерпел новую метаморфозу. 32, 36 и 37 flight
уступили место flight A на «Maryland» и flight
B на «Beaufort». 10 октября 1433rd flight насчитывал
только 2 боеспособных «Lysandre». Одна машина была подбита французской
зенитной артиллерией (один человек погиб). Чтобы укрепить тактическую
поддержку, три «Fulmar» и пять «Albacore» заменили «Lysander» и переместились в Ивато.
С прибытием запасных частей, у 16th S.A.A.F. открылось «второе дыхание».
12 октября 4 «Beaufort» «прочесали» Иози и 15 числа два «Maryland» атаковали французские позиции на холмах к югу от Амбозитра.
Там одно из мадагаскарских подразделений оказало
сопротивление, которого не видели со времен боев за Андриба,
но французы были вынуждены отойти, после того, как они попали под самый интенсивный за всю кампанию
артиллерийский огонь (из 16 орудий).
На юге от Амбозитра полковник Метрас и его заместитель стали пленниками 22 восточно-африканской бригады
и королевских африканских стрелков, которые обошли французские
укрепления. Эта операция стоила защитникам 40 убитых и множества раненых.
У французов оставалось только 6 рот, чтобы оборонять
остаток острова и впервые на стороне британцев был численный перевес. 22
бригада продолжала свое быстрое продвижение и достигла Анкорона
до наступления ночи 19 октября. Вишисты отошли
к Фарантоза и на рассвете следующего дня их в лоб атаковали тангаиньцы,
в то время как кенийцы при поддержке танков обошли их сзади. Мадагаскарские солдаты стали сдаваться десятками, и
британцы взяли 200 пленных, среди которых было несколько высокопоставленных
французских офицеров.
Несмотря на систематические атаки по Ивато,
у французов, как минимум, оставался один
исправный «Morane», который и обстрелял 21 октября
южно-африканцев у Сакарака. На следующий день два «Maryland» возвратились
в Иозу, чтобы удостовериться в полном отсутствии у Armee de l’Air исправных самолетов, которые могли бы причинить неприятности на
завершающем этапе операции, конец которой,
казалось, был уже близко.
23 октября три «Beaufort» и один «Maryland» штурмовали
оставшиеся очаги сопротивления.
Выйдя из Фианарантоза, пехотная колонна направилась в Манакора,
который был занят 2 ноября. Четырьмя днями позднее в ранние часы 6 ноября
перемирие было, наконец, подписано в Амбалавао. Чуть
раньше был осуществлен окончательный удар по Иози.
Остров полностью перешел под
контроль союзников и бывший губернатор был доставлен в Таннариве на борту «Maryland». 22 восточно-африканская бригада прошла 1050 км за восемь недель,
несмотря на присутствие более чем 3000
заграждений и препятствий всякого рода , поставленных
французами.
Между 12 мая и 6 октября 1942 воздушный корпус совершил 230 боевых
вылетов, налетав 591 час.
Не считая самолетов, сбитых зенитной
артиллерией, от воздействия неприятеля потери достигли 6 списанных и 3
серьезно поврежденных самолета.
Что касается французской авиации, то она была полностью уничтожена в
боях.