Морская авиация Югославии в апреле 1941 года

 

Бедная родственница югославской авиации, авиация морская, в короткой апрельской кампании 1941 года была буквально предоставлена самой себе. Для «глаз» флота не была разработана ни одна доктрина применения, и они оставались далеки от «дел морских».

 

Между двумя войнами

 

Созданная из остатков австро-венгерской, югославская морская авиация с самого начала своего существования испытывала на себе пагубное влияние политического первенства сербов в стране, что обернулось отсутствием доктрины применения и недостаточным обеспечением материальными средствами. Командование флота не усвоило уроков только что закончившейся войны и считало, что авиация флота служит ему лишь в качестве разведывательной составляющей, то есть лишь как «глаза флота». Было также понятно, что страна не имела средств к созданию всесторонне развитого мощного флота.

В первые годы были поставлены в строй старые австро-венгерские гидропланы и тренировочные самолёты, захваченные неповреждёнными в количестве 22 единиц на якорной стоянке в Кумборе (Kumbor). Это были самолёты Rumpler C.VIII, Loehner, Brandenburg W.13. Но эти машины очень быстро устаревали и нужно было думать об их замене. Так, в Италии, в марте 1922 года, были куплены 3 FBA-H и 2 Savoia S-13. С открытием в 1923 году авиашколы, старые аэропланы понемногу переходили в разряд тренировочных.

Не остались в стороне и недавно появившиеся национальные конструкторские бюро. С начала двадцатых годов фирма «Икарус» (Ikarus) разработала летающую лодку SM. В 1926 году все старые гидропланы были сняты с вооружения и заменены небольшим разведывательным гидросамолётом OI, производившимся всё той же фирмой «Икарус». В конце двадцатых взгляды высокопоставленных военных несколько изменились, в основном под воздействием корвет-капитана[1](kapetan korvete) Димитрие Кониович (Dimitrije Konjovic), командовавшим в то время югославской морской авиацией и продвигавшим идею создания на флоте ударной авиации. Национальная промышленность была неспособна производить бомбардировщики и торпедоносцы, и поэтому они закупались за границей. В 1926 году поступили первые из 24 Dornier Do D, цельнометаллические гидросамолёты, предназначенные для бомбардировки и торпедометания и очень скромные по своим характеристикам. В 1927 году был получен первый Dornier Do Wal, но поставки всей серии из 10 машин пришлось ждать до 1931 года. Эти закупки позволили создать новые подразделения. Теперь, 2-я гидроавиаэскадра (2 Hidroplanska Kommanda) должна была прикрывать из Дивулья (Divulje) северную Адриатику, а 3-я – южную часть моря из Кумбора.

В 1928 году гидроавиашкола была перемещена на базу в Дивулье, и получила новую технику – гидросамолёты Fizir, Hanriot H-41. Годом раньше в Германии был куплен гидроавиатранспорт, названный в югославском флоте «Змей» («Zmaj»). Однако этот корабль обладал ограниченными возможностями – отсутствие катапульт не позволяло использовать его в составе флота на удалении от собственных берегов. Экономический кризис, начавшийся в 1929 году и продолжавшийся до середины, 30-х сильно ударил по, и так не самой благополучной, гидроавиации. Её бюджет был сильно урезан, перестала закупаться техника.

Конец тридцатых годов поставил перед фактом морального и физического старения Do D и Do Wal, также требовали замены и учебные самолёты. С опозданием и всё ещё без внятной доктрины применения, морская авиация занялась поиском новых гидросамолётов. Отечественная промышленность разработала несколько интересных образцов, таких, как PVT-H, Sim-XII-H и Sim-XIV-H, но эти машины не отвечали требованиям современной войны, да и произведены были в недостаточном количестве. В очередной раз взоры обратились на Германию – там были закуплены 12 разведывательных Dornier Do 22 Kj. В Италии были заказаны 6 Caproni Сa.316, но они так и не были получены Югославией. Наконец 18 новых Sim-XIV-H с более мощными моторами находились в производстве на момент германского вторжения.

 

Боевое расписание Югославской морской авиации на 5 апреля (включая небоеготовую технику)

 

Командующий: Kapetan bojnog broda[2] Никола Нардели (Nikola Nardeli). Штаб в Кастел Стари (Kastel Stari), Дивулье.

 

1-я гидроавиаэскадра (1 Hidroplanska komanda)

 

Это подразделение к апрелю 1941 года ещё не было сформировано. Его единственная 15-я эскадрилья была переподчинена 2-й эскадре.

 

2-я гидроавиаэскадра (2 Hidroplanska komanda)

Командир: kapetan korvete Марьян Буткович (Marjan Butkovic)

 

     3-я гидроавиагруппа: poruchnik bojnog broda[3] Август Грозельи (Avgust Groselj)

          -  25-я эскадрилья: poruchnik bojnog broda Игор Беран (Igor Beran):

          База – Зларин (Zlarin). Состав – 6 Do 22 Kj (№301, 302, 304, 306, 308, 312), 1 DH-60 «Сараево» («Sarajevo»), 1 «Fleet» (№1), 1 PVT-H (№52).

          - 26-я эскадрилья: poruchnik bojnog broda Альбин Павлинич (Albin Pavlinic):

          База – Крапани (Krapanj). Состав – 4 Do Wal (№257, 258, 259, 260), 1 DH-60 Moth (№74).

 

     4-я гидроавиагруппа: poruchnik bojnog broda Томислав Михелич (Tomislav Mihelic)

          - 5-я эскадрилья: poruchnik bojnog broda Йован Миколич:

          База – в Тийестино и Мюртере (Tijestino, Murter). Состав – 5 Sim-XIV-H (№152, 154, 156, 162, 164), 2 Ikarus SM (№15 и 29), 1 DH-60 Moth (№76).

          - 15-я эскадрилья: poruchnik fregate[4] Франьо Павич (Franjo Pavic):

          База – в Водице (Vodice). Состав – 2 Sim-XIV-H (№158, 166), 1 Sim-XII-H (№34), 2 SM (№9, 13), 2 IO (№127, 133), 2 Fizir (№81 и 84).

 

3-я гидроавиаэскадра (3 Hidroplanska komanda)

Командир: kapetan korvete Эдуард Пикл (Eduard Pikl)

 

     1-я гидроавиагруппа: poruchnik bojnog broda Павле Жупан (Pavle Zupan)

          

          - 1-я эскадрилья: poruchnik bojnog broda Альбин Унгер (Albin Unger):

          База – в Кртоле (Krtole). Состав – 5 Sim-XIV-H (№155, 157, 161, 165, 167), 2 SM (№23 и 26).

          - 11-я эскадрилья: poruchnik bojnog broda Стеван Райтер (Stevan Rajter):

          База – в Розе (Rose). Состав – 2 Sim-XIV-H (№153, 169), 3 SM (№7, 57, 59), 3 IO (№109, 111, 120), 1 He-8 (№192), 3 Fizir (№183, 184, 185).

 

     2-я гидроавиагруппа: poruchnik bojnog broda Владета Петрович (Vladeta Petrovic)

           - 20-я эскадрилья: poruchnik korvete[5] Милан Малнарич (Milan Malnaric):

           База – Ораховац (Orahovac). Состав – 5 Do 22 Kj (№305, 307, 309, 311, 313), 1 «Fleet» (№2), 2 PVT-H (№53 и 54).

           - 21-я эскадрилья: poruchnik bojnog broda Оскар Бизьяк (Oskar Bizjak):

           База – Доброта (Dobrota). Состав - 6 Do Wal (№200, 251, 252, 253, 255, 256).

           - тренировочная эскадрилья: poruchnik bojnog broda Иван Конте (Ivan Konte):

           База – Дивулье. Состав – 3 SM (№20, 22, 61), 1 PVT-H (№51), 2 Sim-XIV-H (№151 и 168), 2 Sim-XII (№32, 33).

 

Война

 

В короткой кампании апреля 1941 года роль гидроавиации оказалась почти нулевой, как, впрочем, и роль всего флота. Взглянув на боевое расписание морской авиации можно увидеть, что до планировавшихся 12 эскадрилий по 12 самолётов было очень далеко.

Несмотря ни на что, война для югославской флотской авиации не оказалась сюрпризом. Ещё в конце марта эскадрильям был дан приказ привести себя в боевую готовность. Половина самолётов учебной эскадрильи (Skolska Hidroeskadrila) составила новую, 12-ю гидроавиаэскадрилью. Экипажи для неё были взяты из резервистов, а базой на 6 апреля оставалась Дивулье. В ближайшем будущем 12-ю эскадрилью планировалось перевести в Резетиновац (Rezetinovac), а учебную – в Салдун (Saldun), что около Трогира (Trogir). Персонал спешно готовил свои базы к войне, чему мешала острая нехватка запчастей, горючего и зенитных средств.

6 апреля 5 итальянских бомбардировщиков Fiat BR.20 атаковали Дивулье – главную базу 2-й гидроавиаэскадры, где также находились учебная и 12-я эскадрильи. Рoruchnik fregate Ратко Йованович (Ratko Jovanovic) на PVT-H поднялся в воздух и попытался на этом вооружённом двумя пулемётами учебном самолёте, с максимальной скоростью не превышающей 200 км/ч, перехватить врага. Мероприятие успехом не увенчалось, что, впрочем, не удивительно. После атаки, самолёты 12-й и учебной эскадрилий были переведены на другие базы. Итальянская авиация атаковала также флотский арсенал в Тивате (Tivat) и Бока Которска (Boka Kotorska), не причинив, впрочем, существенного вреда. В полдень, итальянские Ju-87 атаковали базу в Доброте, уничтожив там один Do Wal 21-й эскадрильи. В это же время минный заградитель «Ястреб» (Jastreb) вышел в море и выставил перед Будвой (Budva) мины. С воздуха его прикрывали несколько Do 22 и Sim XIV-H 20-й и 1-й эскадрилий. Три других Sim-XIV-H эскортировали небольшой конвой из Кавтата (Cavtat) в Котор (Kotor).

7 апреля прошло без каких-либо происшествий. На следующий день итальянские истребители (югославы определили их как Macchi 200, по итальянским данным это были Fiat G.50bis) произвели разведку базы в Тийестино, на острове Мюртер (Murter), а затем обстреляли из пулемётов находившиеся там Sim-XIV-H 5-й эскадрильи. После обстрела, только два легко повреждённых югославских гидросамолёта смогли покинуть свою стоянку и перелететь в Кртоле, на базу 1-й эскадрильи.

Do 22 Kj (№307) 20-й эскадрильи около полудня обнаружил итальянский конвой, состоявший из 12 транспортов и 8 кораблей охранения. Пилот Иван Короса (Ivan Korosa) не колебался и сразу атаковал их, но был быстро отогнан огнём зенитной артиллерии. Три других Do 22 атаковали порт Дураццо и, успев сбросить бомбы на корабли у причала, также были отогнаны зенитным огнём. Дивулье снова подверглось бомбардировке и опять пилот Йованович безрезультатно пытался перехватить самолёты врага на учебном PVT-H.

Итальянцы много раз пролетали в районе Зларина, но так и не обнаружили замаскированные персоналом базы с помощью рыбацких сетей Do 22 25-й эскадрильи.

10 апреля часть 2-й эскадры перелетела к Бока Которска. Do 22 (№307) вёл разведку Бари, а №311 – Бриндизи. На следующий день, Do 22 20-й эскадрильи, около Бока Которска, нос к носу столкнулся с итальянским бомбардировщиком, видимо ведшим разведку в этом районе. В ходе последовавшего короткого боя мотор гидросамолёта был повреждён, вынудив пилота приводниться у Остро (Ostro). Позже, этот Do 22 был обнаружен Sim-XIV-H, который передал его координаты на корабль «Яки» («Jaki») и тот отбуксировал повреждённый самолёт в Кумбор.

12 числа Do 22 20-й эскадрильи снова вели разведку: №311 вылетал к Бари, а №313 – к Бриндизи. 3 последних исправных Do 22 25-й эскадрильи 13 апреля покинули Зларин и присоединились к 20-й в Бока Которска. Самолёты последней совершили завершающие боевые вылеты югославской морской авиации – Do 22 с бортовыми номерами 307, 309 и 311 вели разведку у Йардана (Jardan) и у берегов Албании.

 

Эвакуация

 

В виду стремительно ухудшающейся обстановки на фронте, большинство командиров эскадрилий решили эвакуировать авиатехнику и экипажи в Грецию, чтобы затем перелететь в Египет и продолжить сражаться вместе с британцами. Утром 15 апреля был отдан официальный приказ об эвакуации, а утром следующего дня она началась. Командир 1-й гидроавиагруппы Павле Жупан с ещё тремя офицерами поднялся на борт Sim-XIV-H (№155). Плохая погода и видимость привела к тому, что самолёт случайным образом очутился на небольшой высоте прямо в центре итальянского конвоя, был повреждён зенитным огнём и был вынужден приводниться у острова Таксос. После двух дней, проведённых в море, четыре офицера были взяты на борт небольшим греческим судном, которое доставило их самих и повреждённый гидросамолёт в маленький порт Таксос. Попытавшись отправиться в Египет, после некоторых приключений, они попали 29 апреля в немецкий плен. Второй Sim-XIV-H (№157) смог вылететь из Югославии. На стоянке у острова Сефалония к нему присоединилось несколько Do 22, вместе с которыми он перелетел в Патрас, а затем к Абукиру.

В тот же день, 16-го, на рассвете 7 Do 22 20-й и 25-й эскадрилий поднялись из Ораховаца, 5 из них прибыли к семи часам утра в Корфу, шестой вернулся обратно, а седьмой получил повреждения от зенитного огня и приводнился у Санта Каранта, в Албании, где экипаж починил свою машину. В Корфу самолёт прибыл на два часа позже остальных. Ещё три Do 22 покинули Ораховац примерно в 14.00 того же дня. Два прибыли на Корфу, а один сбился с пути и вернулся на базу. Бегство Sim-XIV-H с бортовым номером 153 было более драматичным: поднявшись из Розе, пилот, poruchnik bojnog broda Стеван Синдиелич (Stevan Sindjelic) обнаружил неполадки в работе мотора. Быстро теряя высоту, Sim упал в море, погиб наблюдатель Душан Вукич (Dusan Vukic). Последний Sim-XIV-H (№166) летел вместе с №153 и пришёл ему на выручку. Вторую попытку бегства он совершил 17 апреля в паре с He-8. Из-за плохой погоды они сбились с пути, но Heinkel всё же прибыл в Патрас, где уже находились Do 22. Вечером 17-го, 10 югославских гидросамолётов отправились в направлении Саламиса. Один Do 22 из-за неисправности в моторе не смог подняться, а остальные достигли в итоге Крита. Старый He-8 был брошен и уничтожен из-за недостаточной дальности полёта, его остатки впоследствии нашли немцы. 19 апреля 7 Do 22 и 1 Sim-XIV-H вылетели в Египет, где, около Абукира, 27 числа приводнился последний Do 22, завершив тем самым 2000 километровый перелёт. Они продолжили сражаться, но теперь уже в составе RAF, в №2 Flight (Yugoslav).

Оставшиеся в Югославии самолёты достались в основном Итальянцам, которые захватили в ангарах Дивулье 8 Do Wal, 8 Sim-XIV-H, 3 Fizir, 2 PVT-H, 2 Ikarus IO, 4 Ikarus SM и 3 «древних» Do D.

Негативные для югославской морской авиации итоги кампании объясняются просто – решающие события происходили на суше, до флота никому не было дела и он не получал никаких приказов, будучи фактически предоставлен самому себе.

 



[1] Капитан 3-го ранга

[2] Капитан 1-го ранга

[3] Капитан-лейтенант

[4] Лейтенант

[5] Младший лейтенант

Hosted by uCoz