Шведские Heinkel 115
Два гидросамолёта-биплана Т 1 (Heinkel HD 16), вступившие в строй в декабре
1928 и январе 1929 года, оказались не слишком удачными машинами. Однако
полученный при их эксплуатации опыт позволял сделать вывод о том, что следующий
торпедоносец должен быть двухмоторным. Выбор остановился на другой машине фирмы
Heinkel, на He 115. Двенадцать гидросамолётов
модификации He 115 А-2 были заказаны в течение лета 1938 года. Они были переданы во
2-ю авиафлотилию (Flygflotilj F2), базировавшуюся на Хагернас, к
северу от Стокгольма, с апреля по октябрь 1939 года. Испытания увенчались
успехом: He 115 оказался одинаково хорош как в воздухе, так и на воде. В меру
своих сил он способствовал признанию и уважению шведского нейтралитета во
Второй Мировой войне. Кроме обязанностей бомбардировщика и торпедоносца, он
также использовался для дальней разведки, прикрывал корабли дымовыми завесами.
Пять самолётов было потеряно в катастрофах, зачастую с человеческими жертвами.
Последний He 115 был снят с эксплуатации к 1952 году.
Шведские ВВС
добиваются своего оснащения Heinkel’ями
ВВС Швеции были первыми экспортёрами He 115 и важным клиентом фирмы Heinkel, ранее заказывавшим самолёты HD 16 (обозначенный в Швеции Т 1), HD 19 (J 4) и гидросамолёт Hansa. В течение лета 1938 года
начальник секретариата штаба ВВС Нильс Содерберг посетил заводы Heinkel’я в Варнемюнде (на Балтике, около
Ростока). Он интересовался и осматривал He 114, He 115 и He 270. Полёт He 115 был на грани срыва из-за
плохой погоды, когда Эрнст Хейнкель предпринял его. Раздражённый, он дал
специальное разрешение и Содебергу. Поднявшись с реки Варнов на высоту
12 заказанных He 115A-2 (серийные номера с 3026 по
3037) были получены в период с 24 апреля по 17 октября 1939 года 2-й
авиафлотилией, базировавшейся на Хагернас, к северу от Стокгольма. Они получили
обозначение Т 2 (Torpedflyg 2 – то есть «торпедоносец 2-й модели»).
Окраска машин была следующей: верхние поверхности
красились оливковым цветом, а нижние серо-голубым. Низ поплавков окрашивался в
жёлтый. Индекс 2-й авиафлотилии (цифра «2») и индивидуальный номер наносились
соответственно слева и справа от кокарды шведских ВВС и имели чёрный цвет.
Индивидуальный номер (21, 22, 23…) повторялся с обеих сторон носа гидроплана.
Также чёрным цветом в конце фюзеляжа, перед килем, наносился номер серии (101,
102, 103…). Лопасти винтов не красились. Кокарда ВВС не имела жёлтого
обрамления.
В мае 1939 года первый Т 2 направился в норвежский Хортен
(провинция Вестфольд) для испытаний с норвежской торпедой m/38. С 13 мая по 7 июля 12
самолётов 2-й авиафлотилии были норвежскими гостями в Хортене: три Т 2, три S 5C/D и шесть S 5A/C. В начале сентября были
дополнительно заказаны шесть He 115A-2 (№113-118), обозначенные индивидуальными
номерами с №33 по №38, но начало войны помешало их поставке.
Первый Т 2
разбивается в ходе показательного полёта
Переучивание на новый самолёт началось и Т 2 принял
участие в манёврах флота. Были построены новые ангары и новая ремонтная
мастерская, способная обслуживать одновременно три самолёта, моторы и поплавки.
13 августа 1939 года первый Т 2 «F2/21» разбился при демонстрационном полёте на базе
в Хагернасе. Воздушное происшествие произошло во время показательного полёта
перед группой офицеров. После имитации торпедной атаки, пилот решил совершить
пролёт на одном двигателе, чтобы показать возможности машины. Чтобы избежать
столкновения с ангаром, пилот заложил на небольшой высоте вираж и врезался в
землю. Все три члена экипажа погибли: сержант Свен Либерт, вице-капрал Стуре
Хьялмарсон и Э. Бьёрклунд.
Смена базы
1-й дивизион 2-й авиафлотилии, оснащённый Т 2, был
сформирован в конце августа – начале сентября 1939 года. С 4 сентября он был
подчинён командованию Прибрежного флота (Kustflotta), в то время как техническими
вопросами и вопросами обслуживания занимались ВВС. 15 октября в 20.00 весь
наличный состав был поднят по тревоге, ожидалось вторжение СССР на Аландские
острова. На рассвете следующего дня три Т 2 поднялись в воздух для поиска
советских кораблей в северной Балтике.
Ничего не происходило до 4 декабря, когда имел место
следующий инцидент: две советские подводные лодки уточняли своё местоположение
около селения Ландсорт, в нескольких километрах от берегов провинции
Содерманланд. Один Т 2 был послан на разведку и в итоге нашёл субмарины, но был
атакован советским самолётом-разведчиком (о типе не сообщается, но можно
предположить, что это был Р-5, СБ или ДБ-3). Никаких повреждений получено не
было[1].
В декабре советские эсминцы трижды обстреливали
патрулирующие Т 2. Повреждений опять же не было[2].
16 декабря, из-за льдов, покрывших залив Хагернас, 1-й дивизион переместился в Линдараген (Стокгольм). Но
через несколько дней и здесь появился лёд, дивизион оказался в ловушке. 2-я
авиафлотилия осталась здесь до апреля 1940 года. Три Т 2 использовались как
разведчики из Канхольмс-фиорда, взлетая с Фарозунда (севернее острова Готланд).
Но из-за свирепствовавшей погоды, они оставались блокированными льдами всю
зиму.
Гаало, новая военная
база
9 апреля 1940 года Германия начала вторжение в Данию и
Норвегию (операция «Везерюбунг»). Немцы усилили своё давление на Швецию. Первым
требованием нацистов было прекратить мобилизацию войск, вторым – требование
пропустить через север Швеции три конвоя с военным снаряжением для Нарвика.
Шведский отказ спровоцировал кризис в отношениях между
странами. Так как война могла начаться в любую минуту, торпедоносцы должны были
покинуть постоянную базу в Хагернасе. Вечером 18 мая командование Прибрежного
флота отдало приказ о передислокации Т 2 в Гаало, военную базу на островах у
Стокгольма, юго-восточнее столицы. В 2 часа ночи Т 2 перелетели на новую базу,
прибыв на неё через час. С этого момента и в течение всей войны Т 2
базировались отдельно от 2-й авиафлотилии (она осталась в Хагернасе). Базы Гаало
и Хорс-фиорд (также рядом со Стокгольмом) были идеальными местами для укрытия
техники перед началом боевых действий. Сразу же начались работы по расширению
базы – были сооружены ангары. До того, как мастерские и казармы были построены
на земле, корабли «Dristigheten» (гидроавиатранспорт) и «Rane» использовались в качестве жилья
для лётчиков и персонала.
Марсгарн (южнее Гаало), Грит и Лофтхаммар (провинция
Смааланд) также использовались как временные базы. Острова около Стокгольма
представляют собой бесконечное множество подобных мест. Вне основной базы 2-й
авиафлотилии Т 2 базировались до конца войны.
Поставки торпед в 1940 году были невысокими: в наличие
было только 20 торпед, из которых 6 учебных.
Т 2 перекрашиваются
С 1 июля 1940 года Т 2 должны были быть перекрашены
согласно новым указаниям, которые вводили жёлтое обрамление вокруг кокарды ВВС
и отменяли опознавательные знаки на верхних поверхностях крыльев.
Индивидуальные номера наносились теперь белой краской на руле и на носу. Номер
флотилии оставался чёрным слева от кокарды на фюзеляже. На нескольких самолётах
коки винтов и кончики поплавков красились в красный цвет. Между осенью 1941 и
летом 1942 годов низ поплавков из жёлтого перекрашивался в серо-голубой.
Лопасти винтов получили чёрную окраску.
Наблюдение за
транспортами и подводными лодками
22 июня 1941 года Германия вторглась в Советский Союз и
Швеция перешла на наивысший уровень боеготовности. Были вызваны все экипажи.
Под три Т 2 были подвешены торпеды, а ещё под три – бомбы. На следующий день
стали совершаться патрульные полёты для проверки существования зон минных
постановок. Экипажи ни в коем случае не должны были проводить операции вне
шведских вод, но могли отвечать на все вражеские акции в случае нарушения
шведского нейтралитета.
10 июля, 2-е звено 1-го дивизиона переместилось в
Вастервик, на базу Люцерна (провинция Смааланд), на следующий день там
оказались все самолёты. Первой задачей звена было повседневное патрулирование
до северной оконечности острова Эланд в различное время.
Полёты над германскими транспортами и над подводными
лодками происходили также и осенью и зимой. Люцерна была выгодна тем, что
предоставляла свободную ото льдов воду зимой, тогда как другие базы, как Гаало,
были скованы льдами. Самолёты заботились о защите шведского нейтралитета,
охраняя конвои, перевозившие в Германию в основном железную руду.
13 сентября 1941 года имела место вторая катастрофа. Южнее
Харадскара, в ходе эскортного полёта разбился Т 2 №105 F 2/5, принадлежавший второму
звену. Все члены экипажа погибли.
В мае 1941 года количество торпед 1-го дивизиона 2-й
авиафлотилии достигло критического уровня: имелось 10 норвежских m/38 (калибр 450-мм) и 4 торпеды m/17.
Испытания торпед в
Мотале
1 апреля 1941 года Центральное торпедное бюро (Centrala Torpedverkstaden – CTV) переехало из Карлскроны в Моталу
(у озера Ваттерн). Большинство из производимых бюро торпед предназначались для
кораблей. Заказы на 533-мм авиаторпеду поступили, но занятость другими работами
тормозила разработки. Требования разработчиков и экипажей было трудно
согласовать. Пилоты хотели сбрасывать торпеды на большой скорости и с
безопасной высоты, в то время как конструкторы хотели, чтобы торпеды
сбрасывались у воды и на невысокой скорости.
В период с 1941 по 1945 годы, в летние месяцы один Т 2
постоянно находился в распоряжении CTV с целью участия в испытаниях
торпедного оружия.
На 1 января 1943 года поставка торпед во 2-ю авиафлотилию
не была делом первой важности: имелось 10 m/38, две m/17, три m/12B пригодных к боевым операциям. Для
тренировок имелось 20 m/07.
972 вылета за 10
месяцев
С ноября 1941 по август 1942 года Т 2 совершили 972
вылета. Во время зимы активность снижалась почти до нуля. Так, в январе 1942
года было совершено всего 5 вылетов, а вообще в начале 1942 года по причине
ледовой обстановки использовалось всего четыре гидросамолёта. С улучшением
погоды патрулирование возобновилось с новой силой. 11 июля 1942 года Т 2 стал
свидетелем того, как мишенью двух торпед стал 8000-тонный шведский транспорт.
Одна из торпед, выпущенных неизвестной субмариной (возможно советской) поразила
судно. Эскортные корабли в течение десяти минут сбрасывали глубинные бомбы, но,
видимо, не поразили подлодку[3].
23 сентября 3-е звено 1-го дивизиона, включающее в себя
самолёты F2/7, F2/8, F2/9 и F2/10 перебазировалось на Харносанд (провинция
Энгерманланд). В начале декабря все машины перебазировались на Бископсудден в
Стокгольме. 14 декабря F2/7 и F2/8 вернулись в Гаало.
Непрерывное
патрулирование над Балтикой
Всего 4 часа 45 минут и около
5 августа 1943 года в районе восточного берега острова
Эланд разбился третий Т 2 (№104 F2/4). Ни один из членов экипажа не выжил.
В 1943 году вся 2-я авиафлотилия приняла участие в
масштабных учениях ВВС «Военная игра 2/43» (Krigsoving 2/43), начавшихся 16 сентября. В
их ходе Т 2 перебазировались в Стерно.
1-й дивизион всё больше и больше встречался с заданиями по
патрулированию. СССР интенсифицировал действия своих подводных лодок на Балтике
с целью прервать грузоперевозки между Германией и Швецией[4].
Гидросамолётам Т 2 ставилась задача плотного наблюдения за судами.
Четвёртая катастрофа произошла 27 октября 1943 года. №109 F2/9 упал в Фурусундследене, в ходе
полёта неустановленного назначения. Один член экипажа погиб.
В апреле 1944 года одному из Т 2 впервые ставилась задача учебного
торпедного удара по кораблю, находящемуся на расстоянии
Пятая катастрофа, опечалившая 2-ю авиафлотилию, произошла
8 августа 1944 года, когда после сброса торпеды, из-за неудачного манёвра
врезался в воду Т 2 №107 F2/7. Все члены экипажа погибли.
Новая окраска для
гидросамолётов
В очередной раз Т 2 были перекрашены в сентябре 1944 года.
По причинам безопасности были вновь введены кокарды на верхних поверхностях
крыльев, их размер был идентичен размеру кокард на нижних поверхностях. В тоже
время, индивидуальный номер исчез с носа. Индивидуальный номер на киле и номер
подразделения теперь становился жёлтым. Некоторые самолёты получили женские
имена собственные, написанные на кабине пилота (как, например, на машине №112 F2/12).
В сентябре общее время, проведённое в воздухе, составило
63 часа 10 минут, а дистанция –
Продолжение карьеры
в CTV
С мая по сентябрь 1945 года Т 2 участвовали в испытаниях CTV торпеды m/41 (450-мм калибр) и второй
модели - 533-мм калибра. Торпеда m/41 сбрасывалась с высоты 15-
В поисках сбитых над
Балтикой самолётов
Чрезвычайно холодной зимой 1946 года морское сообщение
Стокгольмского архипелага было блокировано льдами и его население оказалось
изолированным. 2-я авиафлотилия обеспечивала каждые две недели
продовольственные перевозки.
В ходе своей 14-летней службы Т 2 очень хорошо оценивались
своими экипажами и полностью соответствовали ставившимся задачам прибрежного
наблюдения. 13 июня 1952 года машина №102 F2/2 вместе с двумя Tp 47 («Catalina») и восемью S 18A 11-й авиафлотилии участвовала в
поисках пропавшего над Балтийским морем Tp 79 №79001 «Hugin 01» (DC-3 использовавшийся для
радиоразведки)[5].
Три дня спустя поиски всё ещё продолжались. Одна «Catalina» была атакована и сбита западнее
эстонского острова Хийума двумя советскими истребителями МиГ-15 с латвийской
авиабазы Тукумс[6]. Т 2
№102 снова подключился к поискам. Будучи последним из самолётов этого типа, он
был выведен из состава ВВС 13 декабря, налетав в общей сложности 1702 часа.
Характеристики Т 2 (Heinkel 115 A-2)
Тип:
торпедоносец - ближний разведчик.
Размерения:
Размах крыльев __________________________
Длина __________________________________17,3 м
Высота _________________________________
Длина поплавков _________________________10,2 м
Площадь крыла __________________________
Двигательная установка:
Два 9-цилиндровых мотора BMW 132К мощностью по
Вооружение:
Один 8-мм пулемёт в носовой турели и 8-мм пулемёт m/22-37 R установленный в конце кабины, на
месте радиста.
Норвежская торпеда m/38 (калибр 450-мм, масса
Масса:
Полная масса _____________________
Масса пустого _____________________5700 кг
Горючее _________________________
Лётные данные:
Максимальная скорость ________________________________
Максимальная скорость в пикировании ___________________
Максимальная скорость с выпущенными закрылками ________
Крейсерская скорость __________________________________
Посадочная скорость
___________________________________110-
Время подъёма на высоту
Практический потолок __________________________________
Дальность
полёта ______________________________________
[1] Вероятно, шведский гидросамолёт встретился в воздухе с разведывательным звеном МБР-2. Последние опознали Т 2 как «Юнкерс К-43». По советским данным «после атаки советских самолетов противник ушел в облачность, результаты неизвестны». (Прим. пер.)
[2] Скорее всего, это были лидеры и эсминцы 1-го и 2-го дивизионов эсминцев КБФ, несшие в декабре и первой половине января дозорную службу в северной Балтике. (Прим. пер.)
[3] Здесь описывается потопление советской ПЛ С-7 (командир С.П. Лисин) шведского транспорта «Лулео» (5611 брт) с грузом руды для Германии (Прим. пер.)
[4] В свете того, что в 1943 году советские подводные лодки не смогли прорваться в Балтийское море, данное утверждение выглядит явно неверным (Прим. пер.)
[5] Шведский DC-3, выполнявший разведывательный полёт, был сбит истребителем МиГ-15 (пилот – капитан Осинский) над нейтральными водами между 11:08 – 11:28 (CET) 13 июня 1952 года. Экипаж разведчика погиб (Прим. пер.)
[6] Шведская «Catalina», выполнявшая поиск экипажа пропавшего DC-3, была сбита двумя советскими МиГ-15 (пилоты – ст. лейтенант Семерников и ст. лейтенант Яценко-Косенко) 16 июня 1952 года. «Catalina» совершила вынужденную посадку и затонула, а экипаж был подобран немецким грузовым судном и доставлен в Финляндию. Никто не погиб (Прим. пер.)
[7] Калибр 450-мм, масса