Шведские Heinkel 115

 

Два гидросамолёта-биплана Т 1 (Heinkel HD 16), вступившие в строй в декабре 1928 и январе 1929 года, оказались не слишком удачными машинами. Однако полученный при их эксплуатации опыт позволял сделать вывод о том, что следующий торпедоносец должен быть двухмоторным. Выбор остановился на другой машине фирмы Heinkel, на He 115. Двенадцать гидросамолётов модификации He 115 А-2 были заказаны в течение лета 1938 года. Они были переданы во 2-ю авиафлотилию (Flygflotilj F2), базировавшуюся на Хагернас, к северу от Стокгольма, с апреля по октябрь 1939 года. Испытания увенчались успехом: He 115 оказался одинаково хорош как в воздухе, так и на воде. В меру своих сил он способствовал признанию и уважению шведского нейтралитета во Второй Мировой войне. Кроме обязанностей бомбардировщика и торпедоносца, он также использовался для дальней разведки, прикрывал корабли дымовыми завесами. Пять самолётов было потеряно в катастрофах, зачастую с человеческими жертвами. Последний He 115 был снят с эксплуатации к 1952 году.

 

Шведские ВВС добиваются своего оснащения Heinkel’ями

 

ВВС Швеции были первыми экспортёрами He 115 и важным клиентом фирмы Heinkel, ранее заказывавшим самолёты HD 16 (обозначенный в Швеции Т 1), HD 19 (J 4) и гидросамолёт Hansa. В течение лета 1938 года начальник секретариата штаба ВВС Нильс Содерберг посетил заводы Heinkel’я в Варнемюнде (на Балтике, около Ростока). Он интересовался и осматривал He 114, He 115 и He 270. Полёт He 115 был на грани срыва из-за плохой погоды, когда Эрнст Хейнкель предпринял его. Раздражённый, он дал специальное разрешение и Содебергу. Поднявшись с реки Варнов на высоту 600 м, машина показала себя очень неплохо для первого полёта. Закупаемые самолёты должны были иметь моторы BMW 132K мощностью 850 л.с. Этот двигатель являлся лицензионной копией Pratt & Whitney «Hornet». Вооружение состояло из двух переносных 8-мм пулемётов и одной торпеды m/38 (норвежская) или m/41. Также, He 115 мог нести две бомбы калибром 250 кг вместо торпеды. Экипаж состоял из пилота, наблюдателя и радиста-пулемётчика.

12 заказанных He 115A-2 (серийные номера с 3026 по 3037) были получены в период с 24 апреля по 17 октября 1939 года 2-й авиафлотилией, базировавшейся на Хагернас, к северу от Стокгольма. Они получили обозначение Т 2 (Torpedflyg 2 – то есть «торпедоносец 2-й модели»).

Окраска машин была следующей: верхние поверхности красились оливковым цветом, а нижние серо-голубым. Низ поплавков окрашивался в жёлтый. Индекс 2-й авиафлотилии (цифра «2») и индивидуальный номер наносились соответственно слева и справа от кокарды шведских ВВС и имели чёрный цвет. Индивидуальный номер (21, 22, 23…) повторялся с обеих сторон носа гидроплана. Также чёрным цветом в конце фюзеляжа, перед килем, наносился номер серии (101, 102, 103…). Лопасти винтов не красились. Кокарда ВВС не имела жёлтого обрамления.

В мае 1939 года первый Т 2 направился в норвежский Хортен (провинция Вестфольд) для испытаний с норвежской торпедой m/38. С 13 мая по 7 июля 12 самолётов 2-й авиафлотилии были норвежскими гостями в Хортене: три Т 2, три S 5C/D и шесть S 5A/C. В начале сентября были дополнительно заказаны шесть He 115A-2 (№113-118), обозначенные индивидуальными номерами с №33 по №38, но начало войны помешало их поставке.

 

 

Первый Т 2 разбивается в ходе показательного полёта

 

Переучивание на новый самолёт началось и Т 2 принял участие в манёврах флота. Были построены новые ангары и новая ремонтная мастерская, способная обслуживать одновременно три самолёта, моторы и поплавки. 13 августа 1939 года первый Т 2 «F2/21» разбился при демонстрационном полёте на базе в Хагернасе. Воздушное происшествие произошло во время показательного полёта перед группой офицеров. После имитации торпедной атаки, пилот решил совершить пролёт на одном двигателе, чтобы показать возможности машины. Чтобы избежать столкновения с ангаром, пилот заложил на небольшой высоте вираж и врезался в землю. Все три члена экипажа погибли: сержант Свен Либерт, вице-капрал Стуре Хьялмарсон и Э. Бьёрклунд.

 

Смена базы

 

1-й дивизион 2-й авиафлотилии, оснащённый Т 2, был сформирован в конце августа – начале сентября 1939 года. С 4 сентября он был подчинён командованию Прибрежного флота (Kustflotta), в то время как техническими вопросами и вопросами обслуживания занимались ВВС. 15 октября в 20.00 весь наличный состав был поднят по тревоге, ожидалось вторжение СССР на Аландские острова. На рассвете следующего дня три Т 2 поднялись в воздух для поиска советских кораблей в северной Балтике.

Ничего не происходило до 4 декабря, когда имел место следующий инцидент: две советские подводные лодки уточняли своё местоположение около селения Ландсорт, в нескольких километрах от берегов провинции Содерманланд. Один Т 2 был послан на разведку и в итоге нашёл субмарины, но был атакован советским самолётом-разведчиком (о типе не сообщается, но можно предположить, что это был Р-5, СБ или ДБ-3). Никаких повреждений получено не было[1].

В декабре советские эсминцы трижды обстреливали патрулирующие Т 2. Повреждений опять же не было[2]. 16 декабря, из-за льдов, покрывших залив Хагернас, 1-й дивизион  переместился в Линдараген (Стокгольм). Но через несколько дней и здесь появился лёд, дивизион оказался в ловушке. 2-я авиафлотилия осталась здесь до апреля 1940 года. Три Т 2 использовались как разведчики из Канхольмс-фиорда, взлетая с Фарозунда (севернее острова Готланд). Но из-за свирепствовавшей погоды, они оставались блокированными льдами всю зиму.

 

Гаало, новая военная база

 

9 апреля 1940 года Германия начала вторжение в Данию и Норвегию (операция «Везерюбунг»). Немцы усилили своё давление на Швецию. Первым требованием нацистов было прекратить мобилизацию войск, вторым – требование пропустить через север Швеции три конвоя с военным снаряжением для Нарвика.

Шведский отказ спровоцировал кризис в отношениях между странами. Так как война могла начаться в любую минуту, торпедоносцы должны были покинуть постоянную базу в Хагернасе. Вечером 18 мая командование Прибрежного флота отдало приказ о передислокации Т 2 в Гаало, военную базу на островах у Стокгольма, юго-восточнее столицы. В 2 часа ночи Т 2 перелетели на новую базу, прибыв на неё через час. С этого момента и в течение всей войны Т 2 базировались отдельно от 2-й авиафлотилии (она осталась в Хагернасе). Базы Гаало и Хорс-фиорд (также рядом со Стокгольмом) были идеальными местами для укрытия техники перед началом боевых действий. Сразу же начались работы по расширению базы – были сооружены ангары. До того, как мастерские и казармы были построены на земле, корабли «Dristigheten» (гидроавиатранспорт) и «Rane» использовались в качестве жилья для лётчиков и персонала.

Марсгарн (южнее Гаало), Грит и Лофтхаммар (провинция Смааланд) также использовались как временные базы. Острова около Стокгольма представляют собой бесконечное множество подобных мест. Вне основной базы 2-й авиафлотилии Т 2 базировались до конца войны.

Поставки торпед в 1940 году были невысокими: в наличие было только 20 торпед, из которых 6 учебных.

 

Т 2 перекрашиваются

 

С 1 июля 1940 года Т 2 должны были быть перекрашены согласно новым указаниям, которые вводили жёлтое обрамление вокруг кокарды ВВС и отменяли опознавательные знаки на верхних поверхностях крыльев. Индивидуальные номера наносились теперь белой краской на руле и на носу. Номер флотилии оставался чёрным слева от кокарды на фюзеляже. На нескольких самолётах коки винтов и кончики поплавков красились в красный цвет. Между осенью 1941 и летом 1942 годов низ поплавков из жёлтого перекрашивался в серо-голубой. Лопасти винтов получили чёрную окраску.

 

Наблюдение за транспортами и подводными лодками

 

22 июня 1941 года Германия вторглась в Советский Союз и Швеция перешла на наивысший уровень боеготовности. Были вызваны все экипажи. Под три Т 2 были подвешены торпеды, а ещё под три – бомбы. На следующий день стали совершаться патрульные полёты для проверки существования зон минных постановок. Экипажи ни в коем случае не должны были проводить операции вне шведских вод, но могли отвечать на все вражеские акции в случае нарушения шведского нейтралитета.

10 июля, 2-е звено 1-го дивизиона переместилось в Вастервик, на базу Люцерна (провинция Смааланд), на следующий день там оказались все самолёты. Первой задачей звена было повседневное патрулирование до северной оконечности острова Эланд в различное время.

Полёты над германскими транспортами и над подводными лодками происходили также и осенью и зимой. Люцерна была выгодна тем, что предоставляла свободную ото льдов воду зимой, тогда как другие базы, как Гаало, были скованы льдами. Самолёты заботились о защите шведского нейтралитета, охраняя конвои, перевозившие в Германию в основном железную руду.

13 сентября 1941 года имела место вторая катастрофа. Южнее Харадскара, в ходе эскортного полёта разбился Т 2 №105 F 2/5, принадлежавший второму звену. Все члены экипажа погибли.

В мае 1941 года количество торпед 1-го дивизиона 2-й авиафлотилии достигло критического уровня: имелось 10 норвежских m/38 (калибр 450-мм) и 4 торпеды m/17.

 

Испытания торпед в Мотале

 

1 апреля 1941 года Центральное торпедное бюро (Centrala TorpedverkstadenCTV) переехало из Карлскроны в Моталу (у озера Ваттерн). Большинство из производимых бюро торпед предназначались для кораблей. Заказы на 533-мм авиаторпеду поступили, но занятость другими работами тормозила разработки. Требования разработчиков и экипажей было трудно согласовать. Пилоты хотели сбрасывать торпеды на большой скорости и с безопасной высоты, в то время как конструкторы хотели, чтобы торпеды сбрасывались у воды и на невысокой скорости.

В период с 1941 по 1945 годы, в летние месяцы один Т 2 постоянно находился в распоряжении CTV с целью участия в испытаниях торпедного оружия.

На 1 января 1943 года поставка торпед во 2-ю авиафлотилию не была делом первой важности: имелось 10 m/38, две m/17, три m/12B пригодных к боевым операциям. Для тренировок имелось 20 m/07.

 

972 вылета за 10 месяцев

 

С ноября 1941 по август 1942 года Т 2 совершили 972 вылета. Во время зимы активность снижалась почти до нуля. Так, в январе 1942 года было совершено всего 5 вылетов, а вообще в начале 1942 года по причине ледовой обстановки использовалось всего четыре гидросамолёта. С улучшением погоды патрулирование возобновилось с новой силой. 11 июля 1942 года Т 2 стал свидетелем того, как мишенью двух торпед стал 8000-тонный шведский транспорт. Одна из торпед, выпущенных неизвестной субмариной (возможно советской) поразила судно. Эскортные корабли в течение десяти минут сбрасывали глубинные бомбы, но, видимо, не поразили подлодку[3].

23 сентября 3-е звено 1-го дивизиона, включающее в себя самолёты F2/7, F2/8, F2/9 и F2/10 перебазировалось на Харносанд (провинция Энгерманланд). В начале декабря все машины перебазировались на Бископсудден в Стокгольме. 14 декабря F2/7 и F2/8 вернулись в Гаало.

 

Непрерывное патрулирование над Балтикой

 

Всего 4 часа 45 минут и около 950 километров составил налёт в первые три месяца 1943 года. Этот налёт был реализован за два январских дня, когда совершалось патрулирование между селением Ландсорт и северной оконечностью острова Эланд. Взлёт же производился с чистых вод в центре Стокгольма.

5 августа 1943 года в районе восточного берега острова Эланд разбился третий Т 2 (№104 F2/4). Ни один из членов экипажа не выжил.

В 1943 году вся 2-я авиафлотилия приняла участие в масштабных учениях ВВС «Военная игра 2/43» (Krigsoving 2/43), начавшихся 16 сентября. В их ходе Т 2 перебазировались в Стерно.

1-й дивизион всё больше и больше встречался с заданиями по патрулированию. СССР интенсифицировал действия своих подводных лодок на Балтике с целью прервать грузоперевозки между Германией и Швецией[4]. Гидросамолётам Т 2 ставилась задача плотного наблюдения за судами.

Четвёртая катастрофа произошла 27 октября 1943 года. №109 F2/9 упал в Фурусундследене, в ходе полёта неустановленного назначения. Один член экипажа погиб.

В апреле 1944 года одному из Т 2 впервые ставилась задача учебного торпедного удара по кораблю, находящемуся на расстоянии 8 километров от самолёта, но ни одного попадания зафиксировано не было.

Пятая катастрофа, опечалившая 2-ю авиафлотилию, произошла 8 августа 1944 года, когда после сброса торпеды, из-за неудачного манёвра врезался в воду Т 2 №107 F2/7. Все члены экипажа погибли.

 

Новая окраска для гидросамолётов

 

В очередной раз Т 2 были перекрашены в сентябре 1944 года. По причинам безопасности были вновь введены кокарды на верхних поверхностях крыльев, их размер был идентичен размеру кокард на нижних поверхностях. В тоже время, индивидуальный номер исчез с носа. Индивидуальный номер на киле и номер подразделения теперь становился жёлтым. Некоторые самолёты получили женские имена собственные, написанные на кабине пилота (как, например, на машине №112 F2/12).

В сентябре общее время, проведённое в воздухе, составило 63 часа 10 минут, а дистанция – 12 165 километров. 1-й дивизион был расформирован, а семь оставшихся Т 2 вернулись во 2-ю авиафлотилию. Торпедное оборудование на борту гидроавиатранспорта «Dristigheten» было переброшено в Роннеби (провинция Блекинг) и поступило в распоряжение базирующейся там 17-й авиафлотилии. Очевидно, его предполагали использовать, когда в 1-й дивизион 17-й авиафлотилии поступят новые самолеты

 

Продолжение карьеры в CTV

 

С мая по сентябрь 1945 года Т 2 участвовали в испытаниях CTV торпеды m/41 (450-мм калибр) и второй модели - 533-мм калибра. Торпеда m/41 сбрасывалась с высоты 15-45 метров и на скорости 240 км/ч, всего было выполнено 55 сбросов. В сентябре-ноябре было совершено 13 сбросов 533-мм «рыбки». Последняя сбрасывалась с высоты 24-41 метр на скорости 250-300 км/ч.

 

В поисках сбитых над Балтикой самолётов

 

Чрезвычайно холодной зимой 1946 года морское сообщение Стокгольмского архипелага было блокировано льдами и его население оказалось изолированным. 2-я авиафлотилия обеспечивала каждые две недели продовольственные перевозки.

В ходе своей 14-летней службы Т 2 очень хорошо оценивались своими экипажами и полностью соответствовали ставившимся задачам прибрежного наблюдения. 13 июня 1952 года машина №102 F2/2 вместе с двумя Tp 47 («Catalina») и восемью S 18A 11-й авиафлотилии участвовала в поисках пропавшего над Балтийским морем Tp 79 №79001 «Hugin 01» (DC-3 использовавшийся для радиоразведки)[5].

Три дня спустя поиски всё ещё продолжались. Одна  «Catalina» была атакована и сбита западнее эстонского острова Хийума двумя советскими истребителями МиГ-15 с латвийской авиабазы Тукумс[6]. Т 2 №102 снова подключился к поискам. Будучи последним из самолётов этого типа, он был выведен из состава ВВС 13 декабря, налетав в общей сложности 1702 часа.

 

Характеристики Т 2 (Heinkel 115 A-2)

 

Тип:

 

торпедоносец - ближний разведчик.

 

Размерения:

 

Размах крыльев __________________________ 22,275 м

Длина __________________________________17,3 м

Высота _________________________________ 6,6 м

Длина поплавков _________________________10,2 м

Площадь крыла __________________________ 87,05 м2

 

Двигательная установка:

 

Два 9-цилиндровых мотора BMW 132К мощностью по 850 л.с. Трехлопастные металлические винты диаметром 3,3 м.

 

Вооружение:

 

Один 8-мм пулемёт в носовой турели и 8-мм пулемёт m/22-37 R установленный в конце кабины, на месте радиста.

Норвежская торпеда m/38 (калибр 450-мм, масса 805 кг), либо торпеда m/41[7], либо две бомбы калибром 250-кг в торпедном отсеке.

 

Масса:

 

Полная масса _____________________ 9450 кг

Масса пустого _____________________5700 кг

Горючее _________________________ 3370 литров, включая дополнительный 600-литровый бак

 

Лётные данные:

 

Максимальная скорость ________________________________ 315 км/ч

Максимальная скорость в пикировании ___________________ 450 км/ч

Максимальная скорость с выпущенными закрылками ________ 185 км/ч

Крейсерская скорость __________________________________ 285 км/ч

Посадочная скорость ___________________________________110-150 км/ч

Время подъёма на высоту 2500 м _________________________ 10 мин

Практический потолок __________________________________ 4800 м

Дальность полёта ______________________________________ 3000 км с дополнительным топливным баком



[1] Вероятно, шведский гидросамолёт встретился в воздухе с разведывательным звеном МБР-2. Последние опознали Т 2 как «Юнкерс К-43». По советским данным «после атаки советских самолетов противник ушел в облачность, результаты неизвестны». (Прим. пер.)

[2] Скорее всего, это были лидеры и эсминцы 1-го и 2-го дивизионов эсминцев КБФ, несшие в декабре и первой половине января дозорную службу в северной Балтике. (Прим. пер.)

[3] Здесь описывается потопление советской ПЛ С-7 (командир С.П. Лисин) шведского транспорта «Лулео» (5611 брт) с грузом руды для Германии (Прим. пер.)

[4] В свете того, что в 1943 году советские подводные лодки не смогли прорваться в Балтийское море, данное утверждение выглядит явно неверным (Прим. пер.)

[5] Шведский DC-3, выполнявший разведывательный полёт, был сбит истребителем МиГ-15 (пилот – капитан Осинский) над нейтральными водами между 11:08 – 11:28 (CET) 13 июня 1952 года. Экипаж разведчика погиб (Прим. пер.)

 

[6] Шведская «Catalina», выполнявшая поиск экипажа пропавшего DC-3, была сбита двумя советскими МиГ-15 (пилоты – ст. лейтенант Семерников и ст. лейтенант Яценко-Косенко) 16 июня 1952 года. «Catalina» совершила вынужденную посадку и затонула, а экипаж был подобран немецким грузовым судном и доставлен в Финляндию. Никто не погиб (Прим. пер.)

[7] Калибр 450-мм, масса 850 кг, масса боезаряда 180 кг (Прим. пер.)

Hosted by uCoz