Победы, подвиги и
путаница.
В
уходящем году исполнилось 125 лет со дня окончания Русско-Турецкой войны
1877-1878 гг. В ходе боевых действий наши моряки и армейцы добились неплохих
результатов в борьбе с заметно превосходящим по силам турецким флотом. Причём
уничтожались вражеские корабли самыми разными способами: миной заграждения,
шестовой миной, артогнём полевых орудий и мортир,
торпедами. Особенно примечательным следует признать первую в истории успешную
торпедную атаку, закончившуюся потоплением турецкого корабля «Интибах».
В
отечественной (в настоящее время правильнее будет сказать – русскоязычной)
литературе этому событию посвящено немало слов, вот только большинство из них
мало соответствуют действительности. Руководствуясь появившимся в последние годы
правилом «Если хочешь найти напечатанную глупость – посмотри что-либо
написанное А. Е. Тарасом, или хотя бы отредактированное им», возьмём изданную в
Впрочем,
минчане отнюдь не одиноки в этом заблуждении. Практически в любой нашей книге
«Интибах» называется то сторожевым пароходом, то сторожевым кораблём, то
большим вооружённым пароходом. На самом же деле это была
одновинтовая деревянная канонерская лодка, построенная в Константинополе
(Стамбуле) и вступившая в строй турецкого флота в
По
мнению самих турок, русским катерам не повезло. В темноте они не заметили броненосные
корабли, а «Интибах», вместе с которым погибли 23 члена экипажа, оказался
«утешительным призом». Хотя если вспомнить, насколько «совершенными» были
торпеды того времени, то следует отметить очень высокое мастерство наших
моряков и их несомненную отвагу. И пусть Россия не обладает приоритетом в
создании торпедного оружия, первую победу с его использованием одержали катера
«Чесма» и «Синоп» 26 января (по новому стилю)
Впрочем,
другие эпизоды войны оказались освещены ничуть не лучше. В качестве примера
можно взять ещё одно достаточно известное событие: бой парохода «Веста» с
турецким броненосцем. Вот как описывает это событие В. Арсеньев в статье
«Исчерпав до конца миролюбие наше…» («Морской сборник» №4/1997): «Широко известен также подвиг в той войне
вооружённого парохода «Веста» под командованием капитан-лейтенанта Н. М.
Баранова. В июле
Увы,
но казематный броненосец (турецкое название типа корабля – Zirhli korvet) «Фетх-и Бюленд» («Feth-i Bulend», в переводе –
«Великая победа») ни при каких условиях не мог получить попадание в носовую
башню, поскольку вообще не имел башен. Кстати, по этой же причине он никак не
мог обстрелять «Весту» из тяжёлых башенных орудий! Всё его вооружение состояло
из четырёх армстронговских дульнозарядных пушек,
установленных в каземате, средне- и малокалиберная артиллерия отсутствовала и
появилась только после войны.
Вообще
бой «Весты» широко обсуждался в российской печати («канонизировали» его позже),
но при этом турецкая сторона осталась как бы «за кадром». В результате у нас
бытует версия, что «турок» обладал большей скоростью, чем русский пароход. В то
же время по данным книги «The
Ottoman Steam Navy 1828-1923» (London, 1995) броненосец, развивший на испытаниях 13 уз,
к
Самый
крупный вражеский корабль, уничтоженный российским оружием в ходе войны
1877-1878 гг. – башенный броненосец «Люфт-ю Джелиль» («Luft-u Celil», в переводе
«Божья милость»; по турецкой классификации всё тот же Zirhli korvet). Наши военные и
историки так и не пришли к единому мнению, снаряд какого именно орудия – пушки
или мортиры, выстреливших по противнику практически одновременно – отправил «супостата» на дно. Зато почти всегда указывается, что погиб
тот со всем экипажем. Похоже, что это не соответствует действительности, и хотя
более 160 человек разделили судьбу своего корабля, 20 уцелевших при взрыве
моряков были спасены канлодкой «Фетх-юль
Ислам».
Зачастую
наши авторы пишут о событиях 125-летней давности откровенную чепуху. Это тем
более обидно, поскольку ещё до войны с Турцией данные кораблей «вероятного
противника» были достаточно хорошо известны.