Танки в Норвегии

 

В истории 2-й Мировой войны были сражения, операции и даже це­лые кампании, о которых имеется весьма скудная информация. Особен­но это касается боевых действий, происходивших за пределами советс­ко-германского фронта. К таковым относится Норвежская кампания, бо­лее известная по названию германско­го плана вторжения как операция «Везерюбунг».

На территории горной Норвегии танки применялись очень ограниче­но, поэтому ничего похожего на сра­жение под Прохоровкой там просто не могло быть, что, тем не менее, не умаляет интереса к их использованию в этой кампании. Во-первых, броне­танковая техника имелась у всех во­юющих армий (напомним, что нем­цам противостояла коалиция в составе Великобритании, Франции и са­мой Норвегии). Во-вторых, уже то, что довоенными теориями примене­ние танков в сложных горных усло­виях само по себе считалось невоз­можным, позволяет поднять ряд воп­росов. Нашли такие теории подтвер­ждение боевым опытом или же были опровергнуты? Насколько эффектив­ным оказалось применение танков той или иной стороной? Какие выво­ды сделали участники кампании из полученного опыта и как использо­вали его в последующем?

Начать рассказ стоит с норвежс­ких танков. В 1936 году Норвегия за­купила у шведской фирмы «Landswerk АВ» несколько легких танков L-100. Это была весьма неплохая машина боевой массой 4,5 тонны, с экипажем 2 человека. Часть танков была воо­ружена 20-мм пушкой, другие — дву­мя пулеметами, размещенными во вращающейся башне. Насчет общего числа закупленных машин имеются расхождения. По различным источникам, норвежцам было постав­лено от 6 до 9 единиц. Они поступили на вооружение 1-й и 2-й отдельных кирасирских рот, дисло­цированных соответственно в Кристиансанне и Бергене, на юго-западе страны.

Зато не имеется расхождений по поводу того, что в боевых действиях по защите собственной страны нор­вежским танкистам участвовать не довелось. Тому было несколько при­чин. Надо отметить, что танки так и не вписались в планы норвежского командования. Довоенные маневры показали, что бронетехника может применяться лишь на небольшой ча­сти территории страны. Ввиду нераз­витости дорожной сети танки не столь маневренны, как кавалерия, зимой их использование вообще невозможно. Даже в мирное время со­держание танковых частей было на­кладным для скромного военного бюджета Норвегии. В итоге, когда пришло время воевать, техническое состояние танков было тако­во, что они едва могли выехать из гаража. Впрочем, своими стреми­тельными действиями немцы не по­зволили им даже этого. И Кристиансанн, и Берген были захвачены в пер­вый же день операции. О дальнейшей судьбе норвежских танков не имеет­ся никаких сведений.

Наиболее широко в ходе кампа­нии танки применяла германская сто­рона. Для участия в операции «Везерюбунг» в начале марта 1940 года был сформирован 40-й танковый ба­тальон специального назначения (Panzer Abteilung zur besonderer Vervendung 40)[1] под командованием подполковника Фольксхайма. Бата­льон состоял из трех рот, причем, в отличие от обычной штатной орга­низации «панцерваффе», каждая рота состояла всего из трех взводов. Со­гласно записи в дневнике начальни­ка генерального штаба генерала Ф. Гальдера, одна рота была взята из 9-й танковой дивизии, одна — из 7-й танковой дивизии, одна рота и штаб батальона — из танкового училища. Большинство машин батальона были слабо вооруженными Pz. I, кроме них имелись Pz. II, оборудованные допол­нительной броней, а также несколь­ко командирских танков на базе все тех же «единичек». Уже в ходе опера­ции, 25 апреля, для восполнения по­терь батальон получил три дополни­тельных взвода (один на Pz. II и два на Pz. I).

Вторжение началось 9 апреля. В первый день операции штаб баталь­она вместе с 1-й и 2-й ротами выдви­нулись с исходных позиций в Шлезвиге и в составе боевых порядков 170-й пехотной дивизии вступили на территорию Дании. Датские войска практически не оказали сопротивле­ния. Боевые действия завершились еще до полудня. Потери наступавших составили всего около 20 человек. Вскоре «единички» и «двойки» бата­льона парадным строем прокатились по мостовым Копенгагена.

Тем временем рота 3./Pz.Abt. 40 была направлена прямиком в Норвегию. Не обошлось без эксцессов. Вечером 10 апреля транспорт «Антарес» был торпедирован британской подводной лодкой и затонул с пятью танками на борту. Другой пароход — «Урунди» — сел на мель и прибыл в Осло толь­ко 17 апреля. Зато два дня спустя ба­тальону был придан взвод из трех тяжелых трехбашенных танков Nb.Fz.[2], названный Panzerzug Horstmann по фамилии командира — обер-лейтенанта Хорстманна. Сразу по прибытии в Осло взвод был пере­дан в распоряжение 196-й пехотной дивизии, ведущей бои в районе Хамара.

После «увеселительной поездки» по Дании две другие роты Pz.Abt. 40 также были погружены на суда и от­правлены в Норвегию. Таким обра­зом, там вскоре собрался весь бата­льон. Впрочем, «собрался» — это громко сказано, ибо танки были раз­бросаны по большой территории. Согласно отчету, датированному 24 апреля, подразделения батальона были распределены следующим обра­зом.

— 1-я легкая танковая рога под командованием капитана фон Бурстина была придана группе полков­ника Фишера (сформирована на ос­нове 340-го пехотного полка). В со­ставе роты числилось 12 танков Pz. I, 5 – Pz. II, 1 – Nb.Fz. и 2 – Pz.Bef.Wg.

— Взвод обер-лейтенанта Пройсса в составе 2 танка Nb.Fz. (один из ко­торых был потерян), 3 – Pz. I, 3 – Pz. II и 1 – Pz.Bef.Wg. поддержи­вал 196-ю пехотную дивизию, кото­рая вела наступление к северу от нор­вежской столицы.

— 3-я легкая танковая рота ка­питана Нидрика действовала совме­стно со 163-й пехотной дивизией ге­нерал-майора Энгельбрехта. В соста­ве роты насчитывалось 10 танков Pz. II, 5 – Pz. I и 1 командирский танк.

— 2-я легкая танковая рота ка­питана Тёльке оставалась в Осло с 5 «единичками» и 3 «двой­ками», но один из ее взводов под командованием обер-лейтенанта Райбига (1 Pz. II и 4 Pz. I) был направлен в Ставангер.

Таким образом, на указанную дату в составе батальона числилось 54 танка: 3 тяжелых Nb.Fz.; 29 легких Pz. I Ausf. A и В; 18 легких Pz. II Ausf. C; 4 командирских Pz.Kl.Bef.Wg.

В первые дни кампании, благода­ря слабому сопротивлению и хоро­шей оснащенности транспортными средствами, немецкое наступление развивалось довольно быстро. Груп­па Фишера, в состав которой входи­ла 1./Pz.Abt. 40, поставила своеобраз­ный рекорд суточного продвижения, сумев за 25 апреля преодолеть более 80 километров по узкой горной дороге. Норвежская армия не имела противотанковых средств, да и мо­ральное воздействие, которое оказы­вали даже пулеметные Pz. I на знако­мых с танками лишь понаслышке норвежских солдат, было очень вели­ко. Позже на территории Норвегии высадились британские и французс­кие части, на вооружении которых имелись британские 14-мм противотанковые ружья «Boys» и французс­кие 25-мм противотанковые пушки «Гочкис».

Взглянем на карту Норвегии. Основные боевые действия разверну­лись в горной долине Гудбрансдаль и велись вдоль оси Хамар – Лиллехаммер – Домбос. С немецкой стороны там действовали части 196-й пехотной дивизии под командованием ге­нерал-майора Пелленгара. Таким образом, взвод обер-лейтенанта Пройсса оказался в самой гуще собы­тий.

Первое крупное сражение с учас­тием танков произошло 24 апреля у Треттена. Основную линию обороны, опоясывавшую единственную в тех местах крупную транспортную маги­страль, занимали англичане, а нор­вежцы прикрывали их фланги, упи­равшиеся в горы. Сначала британс­кие пехотинцы оборонялись доволь­но упорно, сумев отбить несколько атак. Попытка немецких горных еге­рей обойти позиции с фланга не уда­лась из-за отважных и уверенных действий норвежских драгун. Тогда в сражение вступили танки! Англича­не могли противопоставить им лишь несколько противотанковых ружей «Boys». Теоретически, на близкой дистанции эти ружья дол­жны были пробивать броню легких «единичек» и «двоек», но на практи­ке оказались потрясающе неэффек­тивными. Поддержанные артиллери­ей и танками германские пехотинцы смели оборону англичан.

На следующий день германских танкистов ждало более серьезное ис­пытание. На узкой горной дороге у железнодорожной станции Квам их ждали свежие подразделения англи­чан с противотанковыми пушками. Старший из британских офицеров, подполковник Касс, так описывал события в своем донесении: «Первы­ми показались три танка и около пя­тидесяти легко экипированных пехо­тинцев. За ними — группа солдат в пешем строю, мотоциклы с пулеме­тами в колясках и автомобили с пуш­ками на прицепах. Дальше шли гру­зовики, заполненные солдатами, ма­шины с радиостанциями, танки, ору­дия... Это была цель, о которой артиллеристы могли только мечтать — солдаты и техника растянулись на три четверти мили вдоль узкой доро­ги и были четко видны с наблюда­тельного пункта».

Далее красочно описывается, как англичане открыли огонь с «писто­летной» дистанции, застав противни­ка врасплох. Немецкие пехотинцы отступили, оставляя на дороге уби­тых и раненых. До наступления тем­ноты англичане отбили четыре ата­ки, при этом расчетам 25-миллиметровок удалось подбить два танка. Потери немцев оптимистично оцени­ли как минимум в пятьдесят человек, но реально они составили двух уби­тых и десять раненых. На следующий день, при мощной артиллерийской поддержке и используя танки, немцы преодолели этот рубеж.

В дальнейшем 40-му танковому батальону уже не пришлось участво­вать в таких «крупных» боях. Анг­личане предпочитали тактику посте­пенного отхода и действовали не­большими силами. В первых числах мая боевые действия в Центральной Норвегии завершились. К тому вре­мени батальон потерял 11 танков (1 Nb.Fz., 2 Pz. II и 8 Pz. I), большинство из них по техническим причинам. В частности, «трехбашенный монстр» Nb.Fz. был взорван соб­ственным экипажем после того, как увяз в болоте около Лиллехаммера, а вытащить его не было никакой воз­можности.

По результатам кампании коман­дир батальона подполковник Фольксхайм составил подробный отчет, в котором обобщил опыт и уроки, по­лученные в Норвегии. Ниже приво­дятся отдельные выдержки из этого отчета, характеризующие проблемы использования танков в сложных горных условиях.

Возможности использования тан­ков в горах ограничиваются как со­стоянием местности и дорог, так и погодными условиями и временем года. Глубокий снег, обрывистые горные склоны, густые леса, скалистые и бо­лотистые участки со всех сторон представляли собой не самые лучшие для танков участки местности. Крутые откосы, многочисленные расще­лины, обледенелые дороги или покры­тые грязью проселки, а также частые туманы и снегопады серьезно снижа­ли скорость продвижения. Использо­вать танки на бездорожье можно только летом, да и то очень ограни­чено.

Применение в Норвегии явствен­но показало возможность использова­ния танков как для обеспечения не­обходимой поддержки пехотным ча­стям, так и для других обычных за­дач. Местность, дороги и погодные ус­ловия во многом благоприятствовали оборонявшимся. Используя различные заграждения (завалы на дорогах, по­валенные деревья, валуны, взорванные мосты), противник легко мог задер­жать продвижение танков. Эти ба­рьеры могли создаваться на обеих сто­ронах дорог. Поэтому для танков было необходимо сопровождение из са­перных и пехотных подразделений, ко­торые разбирали эти заграждения под прикрытием огня танков, тяжелого пехотного оружия и артиллерии. Наилучшим образом для выполнения таких задач подходили мото­циклисты и моторизованные саперные подразделения, которые могли сопро­вождать танки постоянно.

Бои у заграждений продемонстри­ровали высокую эффективность Pz. II и их главного вооружения — 2-cm KwK. Когда заграждения защищались противотанковыми оруди­ями и артиллерией, 2-см танковая пушка была наиболее эффективным оружием для противодействия им. Под прикрытием огня танков многие заграждения быстро преодолевались пехотой.

Во время столкновений в городах, селениях или обособленно расположен­ных хозяйствах противник обычно быстро отходил, встречая огонь тан­ковых пушек. Существовала необхо­димость вести огонь по всем строе­ниям, занимавшим доминирующее по­ложение над дорогами, так как име­лись случаи, когда в них размещались противотанковые средства против­ника (британские противотанковые ружья и французские 25-мм противо­танковые пушки Гочкиса), способные с близких дистанций пробивать бро­ню легких танков.

Когда оборонявшиеся оборудова­ли свои позиции на горах и могли дер­жать все подступы под огнем, танки оказывались единственным эффектив­ным средством противодействия. За­щищенные броней, они могли прибли­зиться на близкую дистанцию и не по­зволить укрывающимся за камнями пулеметчикам или снайперам вести прицельный, огонь. Иногда такие пози­ции вообще не могли быть точно об­наружены, и тогда танки вели плот­ный огонь по склонам, что часто зас­тавляло врага покидать свои укрытия.

Опыт применения Nb.Fz. показал, что тяжелые танки также могут использоваться в горах с исключи­тельным успехом. Эти машины про­ходили даже по тем мостам, которые по официальной классификации вы­держивали не более 5 тонн, а также преодолевали участки местности, считавшиеся непроходимыми. В боль­шинстве случаев, где применялись Nb.Fz., артиллерия не могла вовремя занять позиции, но эти танки про­демонстрировали способность заме­нять артиллерию. Эффективность 2-­cm KwK была неплохой, но 7,5-см сна­ряды оказывали разрушительный эф­фект везде, куда попадали. Даже в сражениях в горах со сложными до­рогами, бездорожьем и низкой пропус­кной способностью мостов примене­ние Nb.Fz. было вполне возможным, а их разрушительный эффект быстро позволял добиваться успеха.

Все установленное на танках во­оружение не имело достаточного для боев в горах угла возвышения. Часто противник, занимавший горные скло­ны, не мог быть подвергнут эффек­тивному огневому воздействию. Pz. I и Pz. II не могли одновременно вести фронтальный и боковой огонь. Когда им было необходимо об­стреливать неприятеля, укрывавшего­ся впереди за завалами, пулеметчики, занимавшие позиции на склонах, при­жимали к земле наших пехотинцев. В этих ситуациях многобашенные Nb.Fz. оказывались особенно ценными.

Ремонтный взвод батальона был развернут в Хамаре. Поврежденные танки направлялись туда или ре­монтировались на месте посредством подвижных ремонтных групп. Не­сколько танков было подвергнуто ча­стичной разборке, с них снимались за­пасные части для восстановления дру­гих машин, чтобы поддерживать чис­ло боеспособных танков на максимально возможном уровне. Чтобы избе­жать этого, необходимо обеспечить постоянное наличие запасных частей (траков, тормозных лент, катков, моторов). Технические неполадки все­гда растут по мере увеличения длины пройденного пути. Например, танко­вое подразделение, посланное в Трон­хейм, прибыло на место, не имея ни одного боеспособного танка.

Французские и британские части, действовавшие в Северной Норвегии, также применяли танки, хотя и в куда более ограниченном масштабе. Со­юзники использовали только легкие машины, однако, даже при отсутст­вии противотанковой артиллерии у противостоявших им немецких под­разделений, не сумели должным об­разом реализовать возможности бро­нетанковой техники. Виной тому были отчасти условия местности, от­части ограниченность самих военных операций в данном районе, отчасти просто невезение. Но, обо всем по порядку...

Общая обстановка к концу апре­ля рисовалась следующим образом. Немецкий десант — около 4,5 тысяч гор­ных егерей и морских пехотинцев под командованием генерал-лейтенанта Эдуарда Дитля — занимал Нарвик и его окрестности. С моря его блоки­ровал британский флот; с севера — наседали две норвежские бригады. Англо-французские войска, превос­ходя немцев по численности в пять-шесть раз, сосредотачивались в го­родке Харстад, расположенном по­чти в сотне километров к северо-за­паду.

Французское командование вы­делило для использования в Норве­гии две отдельные танковые роты — 342-ю и 354-ю. На вооружении обе­их числилось по 15 легких танков «Hotchkiss» Н-35. Переброска подраз­делений осуществлялась через Вели­кобританию. Первой в дальний путь отправилась 342-я рота. 29 апреля десять ее танков прибыли в Харстад на транспортах «Брестуа», «Шато Пави» и «Сен Фирмэн». Обстоятель­ства сложились так, что вторая рота так и осталась во Франции, зато этой десятке вскоре довелось участвовать в боях.

На 13 мая союзники назначили высадку в окрестностях Нарвика, у поселка Бьерквик. 1,5-тысячный десант поддерживало с моря бри­танское соединение в составе линко­ра, двух крейсеров и пяти эсминцев. Прикрытие с воздуха осуществляли авианосные самолеты. Общее руко­водство осуществлял британский ад­мирал лорд Корк, сухопутными вой­сками командовал старший из фран­цузских офицеров генерал Бетуар.

Предварительный обстрел плац­дарма начался точно в полночь, свет­лую из-за высоких широт, и продол­жался ровно час. Вслед за этим к бе­регу подошли десантные катера с сол­датами 1-го батальона французско­го Иностранного легиона и парой Н-35. Десантников встретил пулемет­ный огонь, а неудачно выбранное ме­сто не позволяло выгрузить танки. Отойдя с полмили к западу, катера успешно и без потерь произвели вы­садку. Следом прибыла оставшаяся часть батальона и еще два «Гочкиса». Танки показали себя очень эффектив­ными против немецких пулеметчи­ков, и под их прикрытием легионеры быстро продвинулись вперед. В тече­ние нескольких часов поселок, дом за домом, был занят с незначительны­ми потерями.

Менее удачной для французских танкистов оказалась подобная опера­ция 28 мая. Тогда два Н-35 сразу завязли в боло­тистом грунте на месте высадки. Один из них (с номером I 40747) сел так глубоко, что его при­шлось впоследствии взорвать. Спустя не­сколько дней англо-­французский контингент был эвакуирован, и нем­цы вновь вошли в остав­ленный накануне На­рвик.

Несмотря на скром­ность результатов, при­менение союзниками «Гочкисов» дало весьма ценный опыт. Напом­ним, что это был первый в истории случай исполь­зования танков в морс­ких десантных операци­ях, когда они высаживались с десантных катеров на необо­рудованное побережье. Даже двух не­больших эпизодов хватило, чтобы продемонстрировать как полезность бронетехники в поддержке атакую­щей пехоты, так и необходимость более тщательного изучения района высадки.

В то же время развивались бое­вые действия в районе к северу от Тронхейма. Туда было послано единственное британское танковое подразделение, выделенное для дей­ствий в Норвегии. Им стал взвод из состава 3-го танкового полка «Kings Оун Hussars», вооруженный тремя легкими пулеметными танками Mk. VI. Однако его боевая карьера закончилась, по сути, еще не начав­шись. Вечером 14 мая польский транспорт «Храбры», на борту кото­рого подразделение перебрасывалось в Будё, был атакован германскими бомбардировщиками неподалеку от места назначения. Вместе с парохо­дом пошли на дно все три танка.

 

Литература.

Гальдер Ф. Военный дневник. Пер. с нем. Т. 1. – М., 1968.

Derry Т. К. The Campaign in Norway. – London, 1952.

Hubatsch W. Die deutsche Beselzung van Danemark und Norwegen 1940. – Gottingen, 1952.

Lindback-Larsen O. Krigen i Norge 1940. – Oslo, 1965.

Moulton J. L. A Study of Warfare in Three Dimensions. The Norwegian Campaign of 1940. –Athens, 1967.

Norges krig 1940 – 1945. Bd. I. – Oslo, 1947.

von Senger und Etterlin F. M. Die deutschen Panzer 1926 – 1945. – Munchen, 1965.

Ziemke E. F. The German Northern Theater of Operations 1940 – 1945. – Washington, I960.



[1] Батальон Pz.Abt.zbV. 40 был создан 8 марта 1940 года. К моменту начала боевых действий в нем насчитывалось 69 танков – из них 42 Pz. I и 6 Pz.Kl.Bf.Wg.

[2] В некоторых источниках эта маши­на ошибочно именуется Neubau Pz. IV.

Hosted by uCoz