Концепция создания нового стратегического бомбардировщика в США.

 

Министерство обороны США рассматривает стратегическую бомбардировочную авиацию в качестве наиболее гибкого компонента ядерной «триады» благодаря способности применять широкую номенклатуру как ядерного, так и обычного оружия. Боевая эффективность бомбардировщиков B-52H, B-1B и B-2A в последних вооруженных конфликтах оценивается достаточно высоко.

Наряду с этим в ВВС активно ведутся концептуальные исследования, направленные на создание к 2025-2030 годам стратегического ударного летательного аппарата (ЛА) нового поколения. К ним, в частности достаточно амбициозные проекты боевого авиационно-космического комплекса «Фалкон», ударных воздушно-космических пилотируемых и беспилотных ЛА, а также стратегических бомбардировщиков с максимальными сверхзвуковыми скоростями полета, соответствующим числам М = 2,5 (планеры машин изготовлены в основном из алюминиевых сплавов) и М = 4 (планеры из неохлаждаемых титановых конструкций).

Учитывая высокий технологический риск и значительную стоимость данных проектов, командование ВВС приняло решение о проведении исследований проекта бомбардировщика переходного типа с максимальной дальностью полета не менее 2800-3700 км и массой боевой нагрузки 5-15 т. Считается, что новая машина, поступление на вооружение которой возможно к 2015 году, будет способна заменить запланированные к выводу из боевого состава самолеты существующих типов (B-1B и B-52H по выработке ресурса) и решать боевые задачи на более высоком уровне.

В данных исследованиях принимают участие практически все ведущие авиастроительные фирмы США, которые представили на рассмотрение командования ВВС более 45 проектов.

Так, фирма «Боинг» предлагает провести работы по дальнейшей модернизации стратегических бомбардировщиков B-1B (переоборудование в вариант B-1R Regional). Планируется, в частности, заменить штатные двигатели более экономичными и надежными, применяемыми в гражданской авиации, а также расширить номенклатуру бортового авиационного вооружения.

Другой проект фирмы предусматривает создание на базе концептуального самолета с распределенной практически по всему размаху крыла боевой/полезной нагрузкой боевого варианта – BWB «Арсенал Шип». В состав его вооружения могут входить несколько десятков единиц управляемых авиационных средств поражения, применяемых с роторных пусковых установок.

Еще одним направлением является разработка промежуточного варианта бомбардировщика на базе экспериментального боевого БЛА Х-45. Считается, что такой аппарат (Х-45D) будет иметь увеличенные массогабаритные характеристики и дальность полета не менее 5000 км с боевой нагрузкой до 5 т.

Фирма «Нортроп-Грумман» также исследует возможность реализации нескольких проектов ударных летательных аппаратов, включая беспилотные.

Рассматривается, в частности, возможность создания бомбардировщика FB-23RTA (Rapid Theater Attack) на базе прототипа тактического истребителя YF-23A «Блэк Уидоу-2». При сохранении общей компоновки перспективная машина будет отличаться удлиненным фюзеляжем увеличенного сечения для размещения двухместной кабины экипажа и внутренних отсеков вооружения, применением осесимметричных сопел двигателей вместо плоских, а также формой воздухозаборников.

Кроме того, анализируется возможность разработки боевого беспилотного летательного аппарата типа Х-47 с увеличенной до 11000 км дальностью полета при сохранении массы боевой нагрузки.

В число перспективных проектов фирмы «Локхид-Мартин» входит создание универсального планера самолета с коротким взлетом и посадкой ВМАСК, выполненного по аэродинамической схеме «летающее крыло» с широким применением технологии «стелт». Этот аппарат в зависимости от назначения может быть оснащен различными функциональными модулями и соответствующей бортовой аппаратурой и переоборудован в бомбардировщик (В), многоцелевой (М), ударный (А), военно-транспортный (С) и транспортно-заправочный (К) варианты.

Предполагается, что в варианте бомбардировщика машина, аналогичная по массогабаритным показателям военно-транспортному самолету С-130, будет способна нести во внутреннем бомбоотсеке до 40 управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-31 калибра 2000 фунтов, не менее пяти УАБ GBU-37 калибра 5000 фунтов, и до двух УАБ специального назначения GBU-43 калибра 20 тыс. фунтов. Потребная длина взлетно-посадочной полосы при максимальной взлетной массе этого самолета оценивается в 300-600 м.

Вместе с тем наиболее приемлемым по стоимости и планируемым срокам работ считается создание нового стратегического бомбардировщика на базе тактического истребителя F/A-22A «Рэптор». Предполагается, что разработку машины будет осуществлять фирма «Локхид-Мартин» совместно с управлением перспективных исследований министерства обороны DARPA (Defense Advanced Research Project Agency), НАСА, а также научно-исследовательскими организациями ВВС.

Основными отличиями бомбардировщика FB-22, выполненного по схеме «бесхвостка», от базовой машины станут увеличенные до 3400 км боевой радиус и до 15 т масса боевой нагрузки, а также сниженная радиолокационная заметность. Этих показателей предполагается достигнуть благодаря установке нового дельтовидного крыла с топливными баками увеличенного объема (масса топлива будет повышена на 80 проц.); размещению подвесного вооружения, в том числе большого калибра, например управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-31 калибра 2000 фунтов в центральном внутрифюзеляжном бомбоотсеке; средств поражения с различными массогабаритными показателями (например, УАБ GBU-37 калибра 5000 фунтов или GBU-38 калибра 500 фунтов) в специализированных подвесных контейнерах.

Для обеспечения самообороны самолет намечено оснастить управляемыми ракетами AIM-120 AMRAAM или AIM-9X «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух». Систему управления вооружением, аналогичную применяемой на истребителе F/A-22A, планируется дополнить оптоэлектронным прицельным комплексом.

В целях снижения информационной и физической нагрузки на экипаж при выполнении длительных полетов (максимальная продолжительность без дозаправки в воздухе около 15 ч) в его состав войдут два летчика. Конструкция и геометрические характеристики фюзеляжа останутся неизменными, а необходимый дополнительный объем будет получен за счет демонтажа бортовой авиационной пушки.

По оценкам специалистов фирмы «Локхид-Мартин», в случае принятия решения о реализации программы начать производство установочной партии бомбардировщиков FB-22 можно будет в 2011 году, а ввести машины в боевой состав – в 2015 году. Общая стоимость программы, включая изготовление 150 самолетов, составляет 30 млрд долларов.

Таким образом, отмечается стремление командования ВВС США к сбалансированному подходу при разработке и принятии на вооружение новой авиационной техники, что позволит не допустить в перспективе снижения боевых возможностей стратегической авиации. По утверждениям американских экспертов, при условии успешной реализации данной программы национальные ВВС не только получат на вооружение новый стратегический бомбардировщик, обладающий широкими возможностями по нанесению высокоточных авиационных ударов на большие дальности, но и смогут последовательно отработать в период до 2030 года наиболее критичные технологии для создания машин нового поколения.

 

Тактико-технические характеристики бомбардировщика FB-22 и истребителя F/A-22A

 

Характеристики

FB-22 (проектные)

F/A-22А

Масса, т

- пустого самолета

- максимальная взлетная

- максимальная топлива

 

22

45

16

 

19,5

36,3

8,3

Максимальная скорость, число М

1,8

2

Скорость на крейсерском режиме, число М

1,5

1,7

Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед.

6

9

Боевой радиус действия, км

- сверхзвуковой (число М=1,5), участок полета 185 км

- сверхзвуковой (число М=1,5), участок полета 95 км

- только на дозвуковой скорости

 

2750

2950

3400

 

750

850

1100

Геометрические размеры, м

- размах крыла

- длина фюзеляжа

 

14

18,9

 

13,5

18,9

Площадь крыла, м2

110

78

 

Hosted by uCoz