РАЗРАБОТКА В КИТАЕ СОВРЕМЕННЫХ
АВИАЦИОННЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ
Военно-политическое руководство
Китайской Народной Республики (КНР) уделяет повышенное внимание работам по
созданию новых образцов авиационного вооружения. Это относится
прежде всего к управляемым ракетам (УР) классов «воздух—воздух» и
«воздух—земля».
В конце 1980-х годов КНР организовала совместное с Израилем
производство УР «Питон-3» класса «воздух—воздух» (китайское обозначение РL-8) малой дальности с инфракрасной
головкой самонаведения (ИК ГСН). В дальнейшем были проведены работы по
модернизации этой ракеты, усовершенствованный вариант которой получил
обозначение РL-9.
В связи с отсутствием в настоящее
время собственных УР класса «воздух—воздух» средней и большой дальности
правительство страны вынуждено закупать ракеты этого класса за рубежом
(например, российские Р-27 и Р-77). Согласно оценкам зарубежных экспертов, в
Китай до конца 2005 года было поставлено не менее 200 Р-77. Как показали
учебные бои, тактические истребители Су-30МКК, оснащенные только ракетами Р-27,
превосходят американские F- 15. Это объясняется в
том числе и тем, что система управления вооружением (СУВ) Су-30МКК позволяет
производить пуск одновременно двух УР Р-27, оснащенных различными ГСН (инфракрасной
и полуактивной радиолокационной), в результате чего снижается эффективность
противоракетной тактики, используемой экипажами F-15. С 1999 года в Китае ведется
полномасштабная разработка авиационной управляемой ракеты средней дальности РL-12 класса «воздух—воздух»,
предназначенной для поражения воздушных целей, в том числе маневренных
малозаметных, на расстояние до
Перспективная ракета РL-12 выполнена по нормальной
аэродинамической схеме с крестообразными треугольным
крылом и трапециевидным цельноповоротным стабилизатором. Конструктивно в ее
состав входят: ГСН, боевая часть (БЧ) с
предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ) и активным лазерным
неконтактным взрывателем, блок управления, рулевые приводы, а также
двухрежимный ракетный твердотопливный двигатель с автоматическим (в зависимости
от дальности цели) регулированием длительности работы и тяги. В
дальнейшем для увеличения дальности стрельбы до
Основные ТТХ УР PL-12:
Масса, кг:
стартовая _______________________ 180
боевой части _____________________ 25
Дальность стрельбы, км:
максимальная ____________________ 70
минимальная _____________________ 1
Дальность, км:
действия ГСН ____________________ 16
режима радиокоррекции ___________ 50
Располагаемая перегрузка, g _________ 40
Максимальная скорость полёта, М
_____ 4
Диапазон высот цели, км ____________ 0-25
Геометрические размеры, м:
длина _________________________ 3,85
диаметр корпуса _________________ 0,20
размах крыла ___________________ 0,67
В РL-12 планируется применить систему наведения комбинированного типа,
включающую инерциальную систему управления с радио- коррекцией и
активно-пассивную радиолокационную ГСН. Старт ракеты может осуществляться с
пусковых или катапультных устройств. Предусматривается несколько вариантов ее
боевого применения: например, автономный вывод УР в заданную область
прицеливания по командам управления инерциальной системы с последующей
активизацией головки самонаведения, либо захват цели в активном режиме работы
ГСП до пуска ракеты и реализация принципа «выстрелил-забыл», либо захват и
сопровождение излучающей цели в пассивном режиме работы ГСН.
С 2004 года проводятся летные
испытания новой УР с пусками опытных образцов. По мнению китайских экспертов,
по ряду тактико-технических характеристик она превосходит существующие
зарубежные образцы, в частности УР AIM-120 AMRAAM (США) и MICA ЕМ (Франция). Принятие этой УР на
вооружение военно-воздушных сил НОАК ожидается в 2008 году.
В целом создание и серийное
производство управляемой ракеты РL- 12 позволит Китаю повысить боевые возможности
самолетов истребительной авиации, а также успешно продвигать авиационное оружие
собственной разработки на мировой рынок вооружения.
Как отмечается в западных СМИ, в
КНР значительно активизировались работы по созданию УР класса «воздух—земля»
большой (свыше
КР выполнена по нормальной
аэродинамической схеме (низкоплан) со складывающимся прямым крылом. Конструктивно
в ее состав входят отсеки управления, вооружения и силовой установки. В первых
двух отсеках расположены аппаратура управления, наведения и БЧ соответственно.
В состав силовой установки входит турбореактивный двигатель (в варианте
наземного базирования дополнительно используется твердотопливный стартовый
ускоритель). Воздухозаборник размещается в нижней хвостовой части корпуса.
Ракета может оснащаться как ядерной, так и обычной БЧ, с бризантным взрывчатым
веществом, для вывода УР в район цели используется инерциальная система
управления с коррекцией по контуру рельефа местности.
Основные ТТХ КР NH-1B:
Масса, кг:
стартовая ______________________ 1400
боевой части ___________________ 400-600
Максимальная дальность
стрельбы, км _____________________
650
Точность наведения (КВО), м
________ 50-100
Скорость полёта, М
________________ 0,4 – 0,6
Геометрические размеры, м:
длина _________________________ 6,4
диаметр корпуса _________________ 0,52
размах крыла ___________________ 3,0
С 1992 года проводились работы по
модернизации КР NH-1. В 1996 году на вооружение принята ракета NH-2 наземного, а в 2001-м —
воздушного базирования, основным отличием которой от предыдущей модификации
является увеличенная до
Крылатые ракеты NH-1 и NH-2 предназначены для пуска с
наземных мобильных ПУ, а также с самолетов стратегической (Н-6) и тактической (JН-7 и Су-27) авиации.
Полномасштабное производство этих КР находится в стадии развертывания, и в
настоящее время на вооружении НОАК имеется ограниченное количество таких ракет.
С 1998 года 3-я
ракетно-космическая академия Министерства аэрокосмической промышленности КНР
ведет разработку новой модификации КР, получившей наименование NH-3. В состав силовой установки
будет входить модернизированный вариант двигателя. В соответствии с
тактико-техническим заданием КР должна иметь стартовую массу
Согласно планам КР NH-3 должна производиться в
вариантах наземного, авиационного и морского базирования. Завершить разработку
ракеты намечается к 2007 году, а принять на вооружение НОАК в 2008-м.
Принципиально новым направлением
работ являются технологические исследования в интересах создания перспективной
сверхзвуковой NH-2000. Предполагается, что благодаря применению прямоточного
воздушно-реактивного двигателя и увеличению высоты маршевого участка траектории
до 12 -