РАЗРАБОТКА В КИТАЕ СОВРЕМЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ

 

Военно-политическое руководство Китайской Народной Республики (КНР) уделяет повышенное внимание работам по созданию новых образцов авиационного вооружения. Это относится прежде всего к управляемым ракетам (УР) классов «воздух—воздух» и «воздух—земля».

В конце 1980-х годов КНР организовала совместное с Израилем производство УР «Питон-3» класса «воздух—воздух» (китайское обозначение РL-8) малой дальности с инфракрасной головкой самонаведения (ИК ГСН). В дальнейшем были проведены работы по модернизации этой ракеты, усовершенствованный вариант которой получил обозначение РL-9.

В связи с отсутствием в настоящее время собственных УР класса «воздух—воздух» средней и большой дальности правительство страны вынуждено закупать ракеты этого класса за рубежом (например, российские Р-27 и Р-77). Согласно оценкам зарубежных экспертов, в Китай до конца 2005 года было поставлено не менее 200 Р-77. Как показали учебные бои, тактические истребители Су-30МКК, оснащенные только ракетами Р-27, превосходят американские F- 15. Это объясняется в том числе и тем, что система управления вооружением (СУВ) Су-30МКК позволяет производить пуск одновременно двух УР Р-27, оснащенных различными ГСН (инфракрасной и полуактивной радиолокационной), в результате чего снижается эффективность противоракетной тактики, используемой экипажами F-15. С 1999 года в Китае ведется полномасштабная разработка авиационной управляемой ракеты средней дальности РL-12 класса «воздух—воздух», предназначенной для поражения воздушных целей, в том числе маневренных малозаметных, на расстояние до 70 км. Ракету планируется включить в состав вооружения современных и перспективных китайских тактических истребителей, что позволит в дальнейшем сократить закупки УР Р-27 и Р-77.

Перспективная ракета РL-12 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразными треугольным крылом и трапециевидным цельноповоротным стабилизатором. Конструктивно в ее состав входят: ГСН, боевая часть (БЧ) с предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ) и активным лазерным неконтактным взрывателем, блок управления, рулевые приводы, а также двухрежимный ракетный твердотопливный двигатель с автоматическим (в зависимости от дальности цели) регулированием длительности работы и тяги. В дальнейшем для увеличения дальности стрельбы до 150 км намечается установить твердотопливный прямоточный воздушно-реактивный двигатель.

Основные ТТХ УР PL-12:

 

Масса, кг:

   стартовая _______________________ 180

   боевой части _____________________ 25

Дальность стрельбы, км:

   максимальная ____________________ 70

   минимальная _____________________ 1

Дальность, км:

   действия ГСН ____________________ 16

   режима радиокоррекции ___________ 50

Располагаемая перегрузка, g _________ 40  

Максимальная скорость полёта, М _____ 4

Диапазон высот цели, км ____________ 0-25

Геометрические размеры, м:

   длина _________________________ 3,85

   диаметр корпуса _________________ 0,20

   размах крыла ___________________ 0,67


В Р
L-12 планируется применить систему наведения комбинированного типа, включающую инерциальную систему управления с радио- коррекцией и активно-пассивную радиолокационную ГСН. Старт ракеты может осуществляться с пусковых или катапультных устройств. Предусматривается несколько вариантов ее боевого применения: например, автономный вывод УР в заданную область прицеливания по командам управления инерциальной системы с последующей активизацией головки самонаведения, либо захват цели в активном режиме работы ГСП до пуска ракеты и реализация принципа «выстрелил-забыл», либо захват и сопровождение излучающей цели в пассивном режиме работы ГСН.

С 2004 года проводятся летные испытания новой УР с пусками опытных образцов. По мнению китайских экспертов, по ряду тактико-технических характеристик она превосходит существующие зарубежные образцы, в частности УР AIM-120 AMRAAM (США) и MICA ЕМ (Франция). Принятие этой УР на вооружение военно-воздушных сил НОАК ожидается в 2008 году.

В целом создание и серийное производство управляемой ракеты РL- 12 позволит Китаю повысить боевые возможности самолетов истребительной авиации, а также успешно продвигать авиационное оружие собственной разработки на мировой рынок вооружения.

Как отмечается в западных СМИ, в КНР значительно активизировались работы по созданию УР класса «воздух—земля» большой (свыше 100 км) дальности. Разработки собственных крылатых ракет начались еще в конце 1970-х годов. Испытательный пуск первой КР состоялся в 1985 году. В 1992 году эта ракета принята на вооружение НОАК под наименованием NH-1 в двух вариантах (NH-1A – наземного базирования и NH-1B – воздушного базирования).

КР выполнена по нормальной аэродинамической схеме (низкоплан) со складывающимся прямым крылом. Конструктивно в ее состав входят отсеки управления, вооружения и силовой установки. В первых двух отсеках расположены аппаратура управления, наведения и БЧ соответственно. В состав силовой установки входит турбореактивный двигатель (в варианте наземного базирования дополнительно используется твердотопливный стартовый ускоритель). Воздухозаборник размещается в нижней хвостовой части корпуса. Ракета может оснащаться как ядерной, так и обычной БЧ, с бризантным взрывчатым веществом, для вывода УР в район цели используется инерциальная система управления с коррекцией по контуру рельефа местности.

 

Основные ТТХ КР NH-1B:

 

Масса, кг:

   стартовая ______________________ 1400

   боевой части ___________________ 400-600

Максимальная дальность

стрельбы, км _____________________ 650

Точность наведения (КВО), м ________ 50-100

Скорость полёта, М ________________ 0,4 – 0,6

Геометрические размеры, м:

   длина _________________________ 6,4

   диаметр корпуса _________________ 0,52

   размах крыла ___________________ 3,0       

 

С 1992 года проводились работы по модернизации КР NH-1. В 1996 году на вооружение принята ракета NH-2 наземного, а в 2001-м — воздушного базирования, основным отличием которой от предыдущей модификации является увеличенная до 1 800 км дальность и повышенная точность стрельбы (КВО составляет 30 м). NH-2 может комплектоваться БЧ различного типа: проникающей, комбинированной (зажигательное и осколочно-фугасное действие), кассетной, содержащей не менее 50 боевых элементов (осколочно-фугасные, осколочные, самоприцеливающиеся противотанковые, объемно-детонирующие). Рассматривается также возможность оснащения этой УР ядерной БЧ. Полет ракеты обеспечивается инерциальной системой управления с коррекцией по контуру рельефа местности, а на конечном участке траектории применяется телевизионная система наведения. Конструктивно в состав последней входит телевизионный координатор цели, который, используя корреляционно-экстремальные алгоритмы сравнения эталонных данных с получаемыми, осуществляет автоматическую идентификацию цели и выбор оптимальной точки прицеливания.

Крылатые ракеты NH-1 и NH-2 предназначены для пуска с наземных мобильных ПУ, а также с самолетов стратегической (Н-6) и тактической (JН-7 и Су-27) авиации. Полномасштабное производство этих КР находится в стадии развертывания, и в настоящее время на вооружении НОАК имеется ограниченное количество таких ракет.

С 1998 года 3-я ракетно-космическая академия Министерства аэрокосмической промышленности КНР ведет разработку новой модификации КР, получившей наименование NH-3. В состав силовой установки будет входить модернизированный вариант двигателя. В соответствии с тактико-техническим заданием КР должна иметь стартовую массу 1 800 кг, дальность стрельбы до 3 000 км (с перспективой повышения до 4 000 км) и точность стрельбы (КВО) - 10 м, для вывода ее в район цели будет использоваться инерциальная система управления с коррекцией по контуру рельефа местности или по данным КРНС NAVSTAR либо российской системы ГЛОНАСС, а на конечном участке траектории — телевизионная система наведения. С целью достижения заданной дальности полета предполагается применить конформное размещение дополнительных топливных баков.

Согласно планам КР NH-3 должна производиться в вариантах наземного, авиационного и морского базирования. Завершить разработку ракеты намечается к 2007 году, а принять на вооружение НОАК  в 2008-м.

Принципиально новым направлением работ являются технологические исследования в интересах создания перспективной сверхзвуковой NH-2000. Предполагается, что благодаря применению прямоточного воздушно-реактивного двигателя и увеличению высоты маршевого участка траектории до 12 - 14 км максимальная дальность полета этой ракеты составит не менее 2 000 км. Поступление КР NH-2000 на вооружение НОАК наиболее вероятно после 2010 года.

 

Hosted by uCoz