Из БТР в «противотанки»
Upgrade –
модернизация, «подтягивающая» характеристики устаревающей военной техники к
актуальным требованиям, стала в настоящее время устойчивой мировой тенденцией.
Крупнейшие фирмы-производители вооружений предлагают армиям и правительствам
многих стран широкие программы перевода боевых машин выпуска 60-80-х гг. ХХ в.,
в частности – бронетранспортёров, в следующее «поколение плюс», сравнимое с
новейшими образцами. Однако ещё до крупных работ положительный опыт
качественного «апгрейда» таких массовых изделий как БТР-60 и М113, был получен
на разных континентах.
На
северо-востоке Африки есть небольшое государство Джибути, страна находится на
важном торговом пути из Красного моря в Индийский океан и граничит с Эфиопией и
Сомали. В конце 1980-х гг. молодая республика (бывший французский берег Сомали,
получивший независимость в
В
строительстве своих вооружённых сил Республика Джибути в то время
ориентировалась в основном на бывшую метрополию, командные и технические кадры
готовились во Франции. Однако в парке бронетехники национальной армии, помимо
французских лёгких танков АМХ-13 и бронеавтомобилей «Панар» АМL-90, присутствовали и советские БТР-60ПБ.
Идея
усовершенствовать советский бронетранспортёр родилась у лейтенанта Ахмеда Али
Раблеха, выпускника французской военной школы в Бурже
В
результате переделки получилась новая боевая машина, сравнимая с серийными
колёсными танками, обладающая огневой мощью противотанкового средства,
скоростью и проходимостью восьмиколёсного БТР, что особенно важно в условиях
движения по бездорожью в горах и полупустыне.
В
дополнение к переносу на БТР-60 необходимых агрегатов и оборудования с AML-90 А. Раблех и его подчинённые доработали систему
управления орудием путём установки в башне гидравлики, сервоприводов от лёгкого
танка АМХ-13. В связи с этим улучшилось наведение и фиксация ствола.
Бронетранспортёр с 90-мм пушкой смог превзойти стандартный AML-90 на полигонных стрельбах.
Уникальный
вариант БТР-60 успешно эксплуатировался в армии Республики Джибути. Машина
участвовала во всех танковых манёврах 1991-1993 гг., она прекрасно
зарекомендовала себя не только на парадах и показательных выступлениях, но и в
боевых условиях.
В
Австралии задачу увеличения огневой мощи бронетранспортёра решили совершенно
по-другому – путём установки на БТР М113А1 106-мм безоткатного орудия. У
этого проекта следующая предыстория.
Безоткатные
орудия в австралийской армии впервые появились в конце 40-х гг., когда основная
масса артиллерии относилась к поколению времён Второй Мировой войны.
«Безоткатки» поступили на вооружение отдельного противотанкового батальона. Это
были артиллерийские системы ВАТ – 120-мм L1A1, позже
заменённые на L1A2. ВАТ весил
Орудие
предназначалось в основном для поражения бронетехники (на эффективной дальности
снаряд пробивал 400-500-мм броню), а также для уничтожения долговременных
огневых точек, бункеров и других укрытий живой силы противника.
В
К
апрелю
В
начале 60-х гг., с появлением более совершенной модели М40А1 в австралийской
армии началось переоснащение на эти «безоткатки». Впервые информация об орудии
поступила из США в
По
сравнению с L1, М40А1 весило на один
килограмм меньше и было на полметра короче. Расчёт был уменьшен до трёх
человек, ассортимент боеприпасов остался прежним. Наведение на цель
осуществлялось с помощью оптического прицела M92D с
калибровкой, принятой в Англии, после
Мобильность всегда была ключевым фактором при
разработке и выборе типов вооружения и боевой техники. Вначале М40А1
устанавливались на специально модифицированный армейские автомобили
«Лендровер», в которых, наряду с обычной, использовалась и укороченная колёсная
база. Обе версии позволяли вести огонь из установленного в кузове орудия.
Однако на первых же стрельбах выяснилось, что мощный выброс пламени
представляет серьёзную опасность для машины. В мае 1961 года испытания были ещё
раз приостановлены, так как потребовалось усилить казённую часть прицельного
устройства М8. В
Проблемы
повышения проходимости, безопасности шасси и защиты орудийного расчёта были
решены, когда «безоткатку» установили на стандартный М113А1, после необходимой
доработки артсистемы и боевой машины. Ствол разместили с правой стороны по ходу
движения – на крыше корпуса. Так появился самоходный противотанковый комплекс
на базе проверенных десятилетиями эксплуатации
бронетранспортёра и безоткатного орудия.
Тактико-технические
характеристики 106-мм безоткатного орудия М40А1:
Дальность
м:
-
движущаяся цель ________________________ 750
-
неподвижная ____________________________ 1100
-
маскимальная ____________________________ 7689
-
9-мм ПУ _________________________________ 1500
Вес,
кг:
-
общий __________________________________ 220
-
106-мм орудие ___________________________ 130,65
-
лафет М79 _______________________________ 89,5
Длина,
м __________________________________ 3,95
Боеприпасы:
HEAT -
противотанковый фугас
HEPT – трассирующий фугас
9-мм
трассер