Из БТР в «противотанки»

 

Upgrade – модернизация, «подтягивающая» характеристики устаревающей военной техники к актуальным требованиям, стала в настоящее время устойчивой мировой тенденцией. Крупнейшие фирмы-производители вооружений предлагают армиям и правительствам многих стран широкие программы перевода боевых машин выпуска 60-80-х гг. ХХ в., в частности – бронетранспортёров, в следующее «поколение плюс», сравнимое с новейшими образцами. Однако ещё до крупных работ положительный опыт качественного «апгрейда» таких массовых изделий как БТР-60 и М113, был получен на разных континентах.

На северо-востоке Африки есть небольшое государство Джибути, страна находится на важном торговом пути из Красного моря в Индийский океан и граничит с Эфиопией и Сомали. В конце 1980-х гг. молодая республика (бывший французский берег Сомали, получивший независимость в 1977 г.) в силу своего геостратегического положения и соседства с нестабильными регионами укрепляла обороноспособность и самостоятельно осваивала перспективные проекты.

В строительстве своих вооружённых сил Республика Джибути в то время ориентировалась в основном на бывшую метрополию, командные и технические кадры готовились во Франции. Однако в парке бронетехники национальной армии, помимо французских лёгких танков АМХ-13 и бронеавтомобилей «Панар» АМL-90, присутствовали и советские БТР-60ПБ.

Идея усовершенствовать советский бронетранспортёр родилась у лейтенанта Ахмеда Али Раблеха, выпускника французской военной школы в Бурже 1985 г. Работы были проведены под руководством инициативного офицера в мастерских главной базы бронетанковых войск «Шейх Осман». На один из многих БТР-60 установили башню с пушкой калибра 90-мм от бронеавтомобиля «Панар» AML-90, шасси которого уже не подлежало ремонту после тяжёлого дорожного происшествия.

В результате переделки получилась новая боевая машина, сравнимая с серийными колёсными танками, обладающая огневой мощью противотанкового средства, скоростью и проходимостью восьмиколёсного БТР, что особенно важно в условиях движения по бездорожью в горах и полупустыне.

В дополнение к переносу на БТР-60 необходимых агрегатов и оборудования с AML-90 А. Раблех и его подчинённые доработали систему управления орудием путём установки в башне гидравлики, сервоприводов от лёгкого танка АМХ-13. В связи с этим улучшилось наведение и фиксация ствола. Бронетранспортёр с 90-мм пушкой смог превзойти стандартный AML-90 на полигонных стрельбах.

Уникальный вариант БТР-60 успешно эксплуатировался в армии Республики Джибути. Машина участвовала во всех танковых манёврах 1991-1993 гг., она прекрасно зарекомендовала себя не только на парадах и показательных выступлениях, но и в боевых условиях.

В Австралии задачу увеличения огневой мощи бронетранспортёра решили совершенно по-другому – путём установки на БТР М113А1 106-мм безоткатного орудия. У этого проекта следующая предыстория.

Безоткатные орудия в австралийской армии впервые появились в конце 40-х гг., когда основная масса артиллерии относилась к поколению времён Второй Мировой войны. «Безоткатки» поступили на вооружение отдельного противотанкового батальона. Это были артиллерийские системы ВАТ – 120-мм L1A1, позже заменённые на L1A2. ВАТ весил 998 кг и имел эффективную дальность стрельбы около 750 м. При общей длине орудия в четыре метра, его ствол был трёхметровым. Заряжание осуществлялось через вертикально скользящий затворный механизм, система воспламенения – с помощью электрического разряда. Упрощённая система наведения включала оптический прицел N72x3L, а в случае необходимости прицеливание осуществлялось визуально, с помощью установленного на основном стволе пристрелочного устройства калибром 9-мм, выстрелом из которого определяли отклонение орудийного ствола от цели. «Безоткатка» имела двухслойный экран со съёмными боковинами, причём верхний лист мог монтироваться с фронтальной стороны. Портативный генератор, пульт управления и электрические батареи – всё это, помещённое в небольшой контейнер, крепилось на лафете. Расчёт орудия составляли четыре человека. Ствол L1 у дульного среза имел буксировочное приспособление.

Орудие предназначалось в основном для поражения бронетехники (на эффективной дальности снаряд пробивал 400-500-мм броню), а также для уничтожения долговременных огневых точек, бункеров и других укрытий живой силы противника.

В 1954 г. От сухопутных войск был получен заказ на 170 орудий L1 и 40000 боекомплектов к ним. На стадии освоения системы возникало немало вопросов. Один из них был связан с проблематичностью использования боеприпасов в условиях высокой тропической влажности – это было серьёзным препятствием для ведения боевых действий в Юго-Восточной Азии. Поэтому заказ был уменьшен до 70 единиц.

К апрелю 1959 г. Были изготовлены 64 орудия L1. 36 были отправлены в Квисленд, в противотанковый полк, пять орудий в учебные центры, рассредоточенные по всей Австралии.

В начале 60-х гг., с появлением более совершенной модели М40А1 в австралийской армии началось переоснащение на эти «безоткатки». Впервые информация об орудии поступила из США в 1954 г., а в августе 1959 г. 106-мм Безоткатка М40А1 была официально представлена австралийскому командованию. В июне 1960 г. Австралия получила первые 17 комплектов новой системы.

По сравнению с L1, М40А1 весило на один килограмм меньше и было на полметра короче. Расчёт был уменьшен до трёх человек, ассортимент боеприпасов остался прежним. Наведение на цель осуществлялось с помощью оптического прицела M92D с калибровкой, принятой в Англии, после 1965 г. Устанавливалась модификация M92F под метрическую систему единиц измерения. Максимальная дальность поражения цели составляла 2000 м. Несмотря на меньший калибр, 106 против 120 мм, боевая эффективность М40А1 была почти такой же, как у L1. В августе 1960 г. Последовал заказ ещё на 51 комплект.

Мобильность всегда была ключевым фактором при разработке и выборе типов вооружения и боевой техники. Вначале М40А1 устанавливались на специально модифицированный армейские автомобили «Лендровер», в которых, наряду с обычной, использовалась и укороченная колёсная база. Обе версии позволяли вести огонь из установленного в кузове орудия. Однако на первых же стрельбах выяснилось, что мощный выброс пламени представляет серьёзную опасность для машины. В мае 1961 года испытания были ещё раз приостановлены, так как потребовалось усилить казённую часть прицельного устройства М8. В 1962 г. 9-мм ПУ М8 были заменены на модель М8С. «106-мм безоткатное орудие М40А1 с 9-мм пристрелочным устройством М8С на лафете М79» - такое официально название получило это орудие в 1963 г. В 1971 г. Появилась усовершенствованная модель М40А2.

Проблемы повышения проходимости, безопасности шасси и защиты орудийного расчёта были решены, когда «безоткатку» установили на стандартный М113А1, после необходимой доработки артсистемы и боевой машины. Ствол разместили с правой стороны по ходу движения – на крыше корпуса. Так появился самоходный противотанковый комплекс на базе проверенных десятилетиями эксплуатации бронетранспортёра и безоткатного орудия.

 

 

Тактико-технические характеристики 106-мм безоткатного орудия М40А1:

 

Дальность м:

- движущаяся цель ________________________ 750

- неподвижная ____________________________ 1100

- маскимальная ____________________________ 7689

- 9-мм ПУ _________________________________ 1500

Вес, кг:

- общий __________________________________ 220

- 106-мм орудие ___________________________ 130,65

- лафет М79 _______________________________ 89,5

Длина, м ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________ 3,95

Боеприпасы:

HEAT - противотанковый фугас

HEPT – трассирующий фугас

9-мм трассер

Hosted by uCoz