Полёт по кругу
Вопросы
непредвзятого анализа и сравнения эффективности использования истребительной
авиации воюющих сторон, прежде всего на советско-германском фронте, в последние
годы неоднократно поднимались на страницах отечественных печатных изданий, в
том числе и «Авиамастера».
Однако
зачастую проблема рассматривается только через призму личных счетов лётчиков –
асов, при этом рассуждения идут на уровне выяснения, кто «хуже», а кто «лучше»
подсчитывал свои победы, совершенно обходя вопрос о наличии документальной базы
и её качестве. Ведя дискуссию подобным образом, мы обрекаем себя на
своеобразный «полёт по кругу», на использование одной и той же много раз
повторенной аргументации.
Есть
предложение всё-таки сойти с «протоптанной дороги» и, наконец, отвлечься от
бесконечных сравнений Кожедуба с Хартманом,
а сначала разобраться с цифрами общих потерь авиации противоборствующих сторон
и их соотношениями, затем, если это возможно, определить
структуру потерь. И, наконец, перейти к самому сложному – идентификации каждой
заявленной победы или выяснению причины гибели каждого конкретного самолёта.
Небольшое
отступление. Авторы не считают себя истиной в последней инстанции, поэтому
всегда открыты для критики, исправлений и дополнений. Особенно мы были бы
благодарны за корректировку приведённых ниже таблиц по материалам российских
военных архивов.
Однако
вернёмся к обсуждаемому вопросу. Начнём с общих потерь. Наверное, логично
предположить, что общие потери советской авиации известны более-менее точно.
Фонды центральных военных архивов должны быть в полной сохранности, и размеры
общей убыли в людях и технике должны быть известны. Другой вопрос, насколько
эти цифры соответствуют опубликованным в отечественной печати данным.
Однако
сомневаться можно сколько угодно, но пользы от этого не будет никакой, если нет
серьёзных аргументов. Аргументов, которые могли бы свидетельствовать о
недостоверности этих цифр, у авторов нет. Поэтому сведения из ставшего почти
классическим труда «Гриф секретности снят» будем считать примерно истинными.
Почему же всё-таки «примерно»? Да потому, что при существовавшей в годы войны
сложной системе распределения и подчинённости авиационного парка (ВВС Красной
Армии и ВМФ, ГВФ, ПВО, АДД, ВДВ) избежать ошибок было, по всей видимости,
невозможно. Но вряд ли это могло серьёзно повлиять на общий итог.
Теперь
перейдём к противоположной стороне и посмотрим, насколько полно учтены потери
Люфтваффе. Из современной зарубежной литературы можно понять, что сейчас
историкам доступны материалы 6 отдела службы Генерал-квартирмейстера Люфтваффе, ведавшего учётом
потерь.
Опять
же на основании этих публикаций можно сделать вывод, что если документы за
1941-1943 годы сохранились хорошо, то за 1944 год их сохранность несколько
хуже, а за 1945 год сведения просто отрывочны. Копии с соответствующих
материалов за 1943 год, с которыми удалось ознакомиться одному из авторов,
позволяют судить об их достаточной полноте, в то же время не исключающей отдельные
ошибки. Но, вероятно, доля этих ошибок весьма невелика.
Изучая данные о немецких потерях и сравнивая их с
отечественными, необходимо учитывать разницу в подходе к самому определению
этого термина в советских и германских ВВС. У нас, по документам, как потери проходили
погибшие или списанные по тем или иным причинам машины. В Люфтваффе же потерей
считалось любое повреждение, требующее ремонта. Даже то, устранить которое был
в состоянии за несколько часов авиатехник. Поэтому при
анализе немецких потерь, в ряде случаев возникают трудности в разделении
безвозвратно потерянных машин и тех которые впоследствии были возвращены в
строй.
Сделав
эти вводные замечания, перейдём непосредственно к цифрам. Первая таблица,
основанная на материалах из «Грифа секретности…» содержит данные о потерях ВВС
СССР (в тыс. самолётов).
Потери ВВС СССР с 22.06.1941 по
09.05.1945 г.
|
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
итого |
Общие
потери |
21,2 |
14,7 |
26,7 |
30,5 |
13,3 |
106,4 |
В
т.ч. боевые |
10,6 |
9,1 |
11,7 |
10,4 |
4,3 |
46,1 |
Вторая
таблица даёт представление о потерях Люфтваффе (так же в
тыс. самолётов) за отдельные периоды, для которых
удалось обнаружить эти сведения.
Потери ВВС Германии на Восточном
фронте (за отдельные периоды)
|
22.06.1941
-
03.01.42 |
01.01.1942 -
31.10.1942 |
1943 |
01.01.1944 -
31.10.1944 |
Общие
потери |
2213 |
3623 |
3940 |
3771 |
В
т.ч. боевые |
1173 |
1908 |
2185 |
2280 |
В
число потерь включены как самолёты, не вернувшиеся с боевого задания, так и повреждённые
(не подлежащие ремонту).
Учитывая
отсутствие точных данных по соотношению боевых и небоевых
потерь на Восточном фронте, размер боевых потерь нами установлен, исходя из
доли в общей убыли за соответствующий период на всех фронтах. Такая доля, рассчитанная
по опубликованным данным, составляет для 1942 года – 53%, для 1943 года – 55%,
для 1944 года – 60%. Для 1941 года процент боевых потерь принят равным
аналогичному показателю для 1942 года.
Так
как известные нам данные по немецким потерям за 1942 и 1944 годы неполны,
условно определим окончательную цифру потерь за эти года как сумму потерь за января-октябрь плюс одна пятая от
этой суммы. Таким образом, таблица потерь Люфтваффе на Востоке примет следующий
вид (в тыс. самолётов).
Потери ВВС Германии на Восточном
фронте
|
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
Общие
потери |
2213 |
4348 |
3940 |
4525 |
В
т.ч. боевые |
1173 |
2304 |
2185 |
2715 |
Учёт
потерь союзников Германии даст прибавку примерно в 10%, но для нас это не очень
существенно.
Разумеется,
эти цифры можно и нужно уточнять и дополнять, но как исходные данные для работы
они, по нашему убеждению, вполне пригодны. Поэтому, приблизительное соотношение
потерь представить можно (данные в таблице, в тыс.
самолётов).
Соотношение потерь ВВС СССР и
Германии
|
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
Общие
потери ВВС СССР |
21,2 |
14,7 |
26,7 |
30,5 |
Общие
потери ВВС Германии |
2,2 |
4,35 |
3,94 |
4,5 |
Соотношение |
9,6:1 |
3,4:1 |
6,8:1 |
6,7:1 |
Боевые
потери ВВС СССР |
10,6 |
9,1 |
11,7 |
10,4 |
Боевые
потери ВВС Германии |
1,17 |
2,3 |
2,2 |
2,7 |
Соотношение |
9:1 |
3,9:1 |
5,3:1 |
3,8:1 |
Как
видно из таблицы, если исключить трагический 1941 год, то соотношение советских
и немецких боевых потерь колеблется в пределах 4-5 к одному.
Что самое интересное, это соотношение не очень изменяется на протяжении
1942-1944 годов.
Теперь
посмотрим, можно ли имея под рукой эти общие данные, выявить структуру потерь.
Можно, но только достаточно приблизительно. Используем опубликованные в журнале
«Авиация и космонавтика» за март 2000 года цифры потерь ВВС Красной Армии в
1944 году. Однако в приведённых данных большая часть потерь отнесена к разряду
не вернувшихся с боевого задания. Поэтому эту часть условно отнесём на счёт тех
или иных боевых средств противника в пропорции,
аналогичной известным случаям.
В
результате получается, что из числа боевых потерь 40% приходится на
истребительную авиацию, 58% - на средства наземной ПВО, а остальные уничтожены
на аэродромах. С учётом одинаковых условий ведения боевых действий
распространим данное соотношение и на 1945 год.
Чтобы
установить аналогичные соотношения для остальных лет войны, сделаем ряд
допущений. Во-первых, логично предположить, что число потерь от воздействия
средств наземной ПВО должно расти. Это являлось следствием роста наступательной
активности советской авиации, всё чаще осуществлявшей свои полёты за линией
фронта, в зоне действия ПВО противника.
Во-вторых,
данное явление должно было ускориться со второй половины 1943 года, когда немцам
пришлось перебросить с Восточного фронта значительную часть истребительной
авиации на другие ТВД. Поэтому считаем возможным установить
для 1943 года практически равное распределение потерь между истребительной
авиацией и наземной ПВО, а для 1942 года – зеркальное отображение ситуации 1944
года.
Для
первого года войны установим соотношение между успехами немецких истребителей и
зенитчиков в пропорции 50 к 30, но при этом отведём 20% на самолёты,
уничтоженные на аэродромах. Для остальных лет войны число советских машин,
потерянных на земле, невелико и принято аналогично 1944 году, то есть – 2%.
Результаты подсчётов приведены в таблице, помещённой ниже.
Общая структура потерь ВВС СССР
Потеряно |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
Итого |
В
воздушных боях |
5,3 |
5,3 |
5,9 |
4,2 |
1,7 |
22,4 |
От
наземной ПВО |
3,2 |
3,6 |
5,6 |
5,8 |
2,5 |
22,4 |
Потеряно
на земле |
2,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
2,8 |
Итого |
10,6 |
9,1 |
11,7 |
10,4 |
4,3 |
46,1 |
При
всей своей приблизительности таблица позволяет совершить один нехитрый расчёт:
прикинуть, сколько мог сбить средний немецкий истребитель (не пилот, а машина)
советских самолётов до собственной гибели.
В
распоряжении авторов имеются данные о безвозвратных потерях, в том числе и небоевых, немецких истребителей за январь-ноябрь 1943 года.
Эта цифра составляет 1084 машины. Законно предположить потери за год равными 1100 истребителей.
Несложный
подсчёт показывает, что до своей гибели немецкий истребитель мог уничтожить 5-6
советских машин. После этого его сбивали или пилот сам разбивал свой самолёт.
Можно
проверить это соотношение и для 1944 года, тем более что для него имеются
наиболее надёжные данные по советским потерям. За январь-октябрь 1944 года на
советско-германском фронте было сбито, разбилось при авариях и повреждено 1824
немецких одномоторных истребителя плюс 25 Ме-110, не считая 112 ночных
истребителей. Безвозвратные потери от их числа составляют, вероятно, около
половины, т.е. примерно 900 машин. При этом мы не учитываем штурмовые эскадры,
вооружённые самолётами FW-190, но
для наших рассуждений это не так и важно.
На
900 потерянных истребителей приходится 4200 сбитых советских самолётов, то есть
опять тот же максимум – 5 побед. Следовательно, в воздушной войне на Восточном
фронте действовала простая арифметика. Чтобы сбить в течение года 50 советских
машин, средний немецкий лётчик должен был десять раз выпрыгнуть с парашютом из
сбитого самолёта или сесть из-за боевых повреждений «на брюхо», или же после
воздушного боя «разложить» истребитель при посадке на свой аэродром. Так что
немцы, конечно, были сильными противниками и воевали очень хорошо, но и им
самим изрядно доставалось…