Полёт по кругу

 

Вопросы непредвзятого анализа и сравнения эффективности использования истребительной авиации воюющих сторон, прежде всего на советско-германском фронте, в последние годы неоднократно поднимались на страницах отечественных печатных изданий, в том числе и «Авиамастера».

Однако зачастую проблема рассматривается только через призму личных счетов лётчиков – асов, при этом рассуждения идут на уровне выяснения, кто «хуже», а кто «лучше» подсчитывал свои победы, совершенно обходя вопрос о наличии документальной базы и её качестве. Ведя дискуссию подобным образом, мы обрекаем себя на своеобразный «полёт по кругу», на использование одной и той же много раз повторенной аргументации.

Есть предложение всё-таки сойти с «протоптанной дороги» и, наконец, отвлечься от бесконечных сравнений Кожедуба с Хартманом, а сначала разобраться с цифрами общих потерь авиации противоборствующих сторон и их соотношениями, затем, если это возможно, определить структуру потерь. И, наконец, перейти к самому сложному – идентификации каждой заявленной победы или выяснению причины гибели каждого конкретного самолёта.

Небольшое отступление. Авторы не считают себя истиной в последней инстанции, поэтому всегда открыты для критики, исправлений и дополнений. Особенно мы были бы благодарны за корректировку приведённых ниже таблиц по материалам российских военных архивов.

Однако вернёмся к обсуждаемому вопросу. Начнём с общих потерь. Наверное, логично предположить, что общие потери советской авиации известны более-менее точно. Фонды центральных военных архивов должны быть в полной сохранности, и размеры общей убыли в людях и технике должны быть известны. Другой вопрос, насколько эти цифры соответствуют опубликованным в отечественной печати данным.

Однако сомневаться можно сколько угодно, но пользы от этого не будет никакой, если нет серьёзных аргументов. Аргументов, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности этих цифр, у авторов нет. Поэтому сведения из ставшего почти классическим труда «Гриф секретности снят» будем считать примерно истинными. Почему же всё-таки «примерно»? Да потому, что при существовавшей в годы войны сложной системе распределения и подчинённости авиационного парка (ВВС Красной Армии и ВМФ, ГВФ, ПВО, АДД, ВДВ) избежать ошибок было, по всей видимости, невозможно. Но вряд ли это могло серьёзно повлиять на общий итог.

Теперь перейдём к противоположной стороне и посмотрим, насколько полно учтены потери Люфтваффе. Из современной зарубежной литературы можно понять, что сейчас историкам доступны материалы 6 отдела службы Генерал-квартирмейстера Люфтваффе, ведавшего учётом потерь.

Опять же на основании этих публикаций можно сделать вывод, что если документы за 1941-1943 годы сохранились хорошо, то за 1944 год их сохранность несколько хуже, а за 1945 год сведения просто отрывочны. Копии с соответствующих материалов за 1943 год, с которыми удалось ознакомиться одному из авторов, позволяют судить об их достаточной полноте, в то же время не исключающей отдельные ошибки. Но, вероятно, доля этих ошибок весьма невелика.

Изучая данные о немецких потерях и сравнивая их с отечественными, необходимо учитывать разницу в подходе к самому определению этого термина в советских и германских ВВС. У нас, по документам, как потери проходили погибшие или списанные по тем или иным причинам машины. В Люфтваффе же потерей считалось любое повреждение, требующее ремонта. Даже то, устранить которое был в состоянии за несколько часов авиатехник. Поэтому при анализе немецких потерь, в ряде случаев возникают трудности в разделении безвозвратно потерянных машин и тех которые впоследствии были возвращены в строй.

Сделав эти вводные замечания, перейдём непосредственно к цифрам. Первая таблица, основанная на материалах из «Грифа секретности…» содержит данные о потерях ВВС СССР (в тыс. самолётов).

 

Потери ВВС СССР с 22.06.1941 по 09.05.1945 г.

 

1941

1942

1943

1944

1945

итого

Общие потери

21,2

14,7

26,7

30,5

13,3

106,4

В т.ч. боевые

10,6

9,1

11,7

10,4

4,3

46,1

 

Вторая таблица даёт представление о потерях Люфтваффе (так же в тыс. самолётов) за отдельные периоды, для которых удалось обнаружить эти сведения.

 

Потери ВВС Германии на Восточном фронте (за отдельные периоды)

 

22.06.1941

- 03.01.42

01.01.1942 

- 31.10.1942

1943

01.01.1944

- 31.10.1944

Общие потери

2213

3623

3940

3771

В т.ч. боевые

1173

1908

2185

2280

 

В число потерь включены как самолёты, не вернувшиеся с боевого задания, так и повреждённые (не подлежащие ремонту).

Учитывая отсутствие точных данных по соотношению боевых и небоевых потерь на Восточном фронте, размер боевых потерь нами установлен, исходя из доли в общей убыли за соответствующий период на всех фронтах. Такая доля, рассчитанная по опубликованным данным, составляет для 1942 года – 53%, для 1943 года – 55%, для 1944 года – 60%. Для 1941 года процент боевых потерь принят равным аналогичному показателю для 1942 года.

Так как известные нам данные по немецким потерям за 1942 и 1944 годы неполны, условно определим окончательную цифру потерь за эти года как сумму потерь за января-октябрь плюс одна пятая от этой суммы. Таким образом, таблица потерь Люфтваффе на Востоке примет следующий вид (в тыс. самолётов).

 

Потери ВВС Германии на Восточном фронте

 

1941

1942

1943

1944

Общие потери

2213

4348

3940

4525

В т.ч. боевые

1173

2304

2185

2715

 

Учёт потерь союзников Германии даст прибавку примерно в 10%, но для нас это не очень существенно.

Разумеется, эти цифры можно и нужно уточнять и дополнять, но как исходные данные для работы они, по нашему убеждению, вполне пригодны. Поэтому, приблизительное соотношение потерь представить можно (данные в таблице, в тыс. самолётов).

 

Соотношение потерь ВВС СССР и Германии

 

1941

1942

1943

1944

Общие потери ВВС СССР

21,2

14,7

26,7

30,5

Общие потери ВВС Германии

2,2

4,35

3,94

4,5

Соотношение

9,6:1

3,4:1

6,8:1

6,7:1

Боевые потери ВВС СССР

10,6

9,1

11,7

10,4

Боевые потери ВВС Германии

1,17

2,3

2,2

2,7

Соотношение

9:1

3,9:1

5,3:1

3,8:1

 

Как видно из таблицы, если исключить трагический 1941 год, то соотношение советских и немецких боевых потерь колеблется в пределах 4-5 к одному. Что самое интересное, это соотношение не очень изменяется на протяжении 1942-1944 годов.

Теперь посмотрим, можно ли имея под рукой эти общие данные, выявить структуру потерь. Можно, но только достаточно приблизительно. Используем опубликованные в журнале «Авиация и космонавтика» за март 2000 года цифры потерь ВВС Красной Армии в 1944 году. Однако в приведённых данных большая часть потерь отнесена к разряду не вернувшихся с боевого задания. Поэтому эту часть условно отнесём на счёт тех или иных боевых средств противника в пропорции, аналогичной известным случаям.

В результате получается, что из числа боевых потерь 40% приходится на истребительную авиацию, 58% - на средства наземной ПВО, а остальные уничтожены на аэродромах. С учётом одинаковых условий ведения боевых действий распространим данное соотношение и на 1945 год.

Чтобы установить аналогичные соотношения для остальных лет войны, сделаем ряд допущений. Во-первых, логично предположить, что число потерь от воздействия средств наземной ПВО должно расти. Это являлось следствием роста наступательной активности советской авиации, всё чаще осуществлявшей свои полёты за линией фронта, в зоне действия ПВО противника.

Во-вторых, данное явление должно было ускориться со второй половины 1943 года, когда немцам пришлось перебросить с Восточного фронта значительную часть истребительной авиации на другие ТВД. Поэтому считаем возможным установить для 1943 года практически равное распределение потерь между истребительной авиацией и наземной ПВО, а для 1942 года – зеркальное отображение ситуации 1944 года.

Для первого года войны установим соотношение между успехами немецких истребителей и зенитчиков в пропорции 50 к 30, но при этом отведём 20% на самолёты, уничтоженные на аэродромах. Для остальных лет войны число советских машин, потерянных на земле, невелико и принято аналогично 1944 году, то есть – 2%. Результаты подсчётов приведены в таблице, помещённой ниже.

 

Общая структура потерь ВВС СССР

Потеряно

1941

1942

1943

1944

1945

Итого

В воздушных боях

5,3

5,3

5,9

4,2

1,7

22,4

От наземной ПВО

3,2

3,6

5,6

5,8

2,5

22,4

Потеряно на земле

2,1

0,2

0,2

0,2

0,1

2,8

Итого

10,6

9,1

11,7

10,4

4,3

46,1

 

При всей своей приблизительности таблица позволяет совершить один нехитрый расчёт: прикинуть, сколько мог сбить средний немецкий истребитель (не пилот, а машина) советских самолётов до собственной гибели.

В распоряжении авторов имеются данные о безвозвратных потерях, в том числе и небоевых, немецких истребителей за январь-ноябрь 1943 года. Эта цифра составляет 1084 машины. Законно предположить потери за год равными 1100 истребителей.

Несложный подсчёт показывает, что до своей гибели немецкий истребитель мог уничтожить 5-6 советских машин. После этого его сбивали или пилот сам разбивал свой самолёт.

Можно проверить это соотношение и для 1944 года, тем более что для него имеются наиболее надёжные данные по советским потерям. За январь-октябрь 1944 года на советско-германском фронте было сбито, разбилось при авариях и повреждено 1824 немецких одномоторных истребителя плюс 25 Ме-110, не считая 112 ночных истребителей. Безвозвратные потери от их числа составляют, вероятно, около половины, т.е. примерно 900 машин. При этом мы не учитываем штурмовые эскадры, вооружённые самолётами FW-190, но для наших рассуждений это не так и важно.

На 900 потерянных истребителей приходится 4200 сбитых советских самолётов, то есть опять тот же максимум – 5 побед. Следовательно, в воздушной войне на Восточном фронте действовала простая арифметика. Чтобы сбить в течение года 50 советских машин, средний немецкий лётчик должен был десять раз выпрыгнуть с парашютом из сбитого самолёта или сесть из-за боевых повреждений «на брюхо», или же после воздушного боя «разложить» истребитель при посадке на свой аэродром. Так что немцы, конечно, были сильными противниками и воевали очень хорошо, но и им самим изрядно доставалось…

Hosted by uCoz