Операция «Анаконда»

 

В средствах массовой информации нашей страны как-то само-собой утвердилось мнение о прочной и безоговорочной победе США и их союзников над террористами в Афганистане. На самом деле нет в Афгане никакой победы. Война идёт, конечно, масштабы боевых действий в 2002 г. были поскромнее, чем в 1982 г., но так и в 1979 г. Советская Армия в короткий срок и с минимальными потерями выполнила поставленную задачу. Настоящая война началась уже потом. Сведения о боевых операциях США в Афганистане крайне скудны. Складывается впечатление, что вокруг афганской войны искусственно создана информационная блокада. Просачиваются лишь отдельные сведения, главным образом, на страницах специализированных изданий. Пожалуй, постоянное внимание Афганистану уделяет лишь британский ежемесячник «Эйр Форс». По сведениям журнала, самой крупной за 2001-2002 гг. стала операция «Анаконда».

 

Целью проводившейся в марте 2002 г. операции являлся разгром сосредоточившихся в Панджшерской долине нескольких сотен боевиков организации «Аль-Каида». По данным американской разведки, в ущелье насчитывалось 150-200 боевиков. Разведка сильно заблуждалась.

К операции привлекались три батальона (1200 человек) 101-й воздушно-десантной (аэромобильной) и 10-й горной дивизии армии США, подразделения американского 75-го полка рейнджеров, части сил специальных операций США, Австралии, Германии, Дании, Канады, Норвегии и Франции (несколько сот человек), а также порядка 1000 афганцев. Поражает запланированный на самом раннем этапе численный перевес в несколько десятков раз при подавляющем техническом превосходстве.

Подготовка операции, получившей кодовое название «Анаконда», началась в феврале 2002 г. Намечалось высадить вертолётные десанты в восьми ключевых местах долины, перерезать все пути отхода из Панджшера, а после этого уничтожить противника ударами с воздуха. Начало операции «Анаконда» намечалось на конец февраля, но из-за плохой погоды день «Д» был перенесён на 2 марта.

Высадка вертолётного десанта началась перед рассветом 2 марта. Транспортные вертолёты СН-47 «Чинук» действовали с авиабазы Баграм, подлётное время до места десантирования составляло 90 минут. Сразу же после высадки подразделения 101-й воздушно-десантной  и 10-й горной дивизии вступили в бой. Рота «Чарли» (86 человек) 1-го батальона 87-го полка 10-й дивизии попала в «огневой мешок». По десантникам с трёх сторон вёлся огонь из стрелкового оружия от винтовок до пулемётов калибра 14,5-мм, в обстреле принимали участие также 82-мм миномёты. В ходе боя 28 горнострелков получили ранения различной степени тяжести, об убитых не сообщалось. Окончательный разгром роты предотвратили удары стратегических бомбардировщиков В-52, «ганшипов» АС-130 и боевых вертолётов АН-64. Действиями авиации руководил находившийся в боевых порядках роты «Чарли» офицер сил специальных операций Австралии.

Из-за сильного обстрела районов десантирования транспортные вертолёты не смогли доставить пополнение второй волной, как это предусматривалось планом. Данные разведки в отношении численности противника оказались сильно заниженными.

В первый день операции «Анаконда» авиация сбросила в Панджшерской долине более 80 т бомб, включая термобарические авиабомбы массой 907 кг. Важную роль сыграли боевые вертолёты АН-64А «Апач». После операции в Югославии эти вертолёты неоднократно подвергались критике (две машины разбились в Косово), поэтому в Афганистан было направлено всего семь АН-64А.

Пять «Апачей» из роты «Альфа» 3-го  батальона 101-го авиационного полка 101-й авиационной бригады эскортировали вертолёты СН-47 с десантом. На боевые вертолёты в дневное время суток возлагались задачи непосредственной авиационной поддержки, в ночное время – действия наземных войск поддерживали АС-130. Использовать «ганшипы» в светлое время суток опасались из-за угрозы пусков ракет ПЗРК «Стингер» и «Стрела». «Апачи» барражировали вдоль долины, удары наносились по заявкам наземных войск или по целям, которые экипажи обнаруживали самостоятельно. Боевая нагрузка вертолётов – 70-мм неуправляемые ракеты и ПТУР «Хеллфайр», многие цели обстреливались из бортовых 30-мм пушек. Действия боевых вертолётов дали время солдатам 101-й воздушно-десантной дивизии на оборудование позиций 81-мм миномётов.

В 6 ч 45 мин рядом с «Апачом» старшего уоррент-офицера Джима Харди разорвалась выпущенная из РПГ граната. Осколки повредили обзорно-прицельную систему и пушку – вертолёт стал небоеспособен. Через несколько минут повреждения получил второй вертолёт АН-64А. Командир «Апача» старший уоррент-офицер Кейт Харли был ранен пулей, пробившей бронестекло фонаря кабины, также получил лёгкое ранение находившийся в кабине оператора вооружения командир авиационной роты капитан Билл Райан. После боя в вертолёте Харли насчитали 13 пробоин от пуль калибра 12,7-мм. На приборной доске в кабине лётчика загорелась аварийная сигнализация маслосистемы.

Оба «Апача» вышли из боя, взяв курс на передовой пункт дозаправки и снабжения, расположенный в Пуль-и-Кандагаре, в 80 км от Панджшера. Вертолёт Харли смог пролететь всего полтора километра, прежде чем загорелись лампочки аварийной сигнализации других систем. Лётчик был вынужден немедленно сажать вертолёт в долине. Харди также сумел лишь отойти за пределы досягаемости огня стрелкового оружия. На его «Апаче» полностью вытекло масло. Опытный пилот Джим Харди принял рискованное решение продолжать полёт к Пуль-и-Кандагару. Фирма «Боинг» гарантирует работу вертолётных систем без масла в течение 30 минут, полёт на повреждённом АН-64А занял 26 минут. Харди был представлен к награждению Крестом за заслуги.

Почти в одно время с «Апачами» повреждения получил вертолёт UH-60 «Блэк Хок», на борту которго находился командир десанта полковник Фрэнк Вичински. Граната РПГ разорвалась под фюзеляжем вертолёта. Лётчик совершил вынужденную посадку.

В течение дня повреждения разной степени тяжести получили четыре вертолёта АН-64А, а попадания в лопасти имели все семь «Апачей».

По эффективности воздействия на противника боевые вертолёты в бою 2 мая превзошли все другие типы летательных аппаратов, принимвших участие в операции. В результате было решено в максимально короткий срок перебросить в Афганистан с континентальной части США дополнительно, наряду с транспортными «Чинуками», 16 вертолётов АН-64А. Вертолёты доставили в Афганистан уже через 37 часов после принятия решения о переброске.

Необходимость поддержки сил десанта со стороны боевых вертолётов заставила командование привлечь к операции винтокрылую авиацию Корпуса морской пехоты США. Недалеко от побережья Омана крейсировал десантный вертолётоносец «Бон Омм Ричард», имевший на борту боевые вертолёты АН-1W «Супер Кобра», тяжёлые транспортные вертолёты СН-53Е и СВВП AV-8B (13-й экспедиционный отряд Корпуса морской пехоты). Вертолёты морской пехоты (пять AH-1W и три CH-53E) появились над Панджшером утром 4 марта. В период с 4 по 26 марта вертолёты AH-1W совершили 217 боевых вылетов. С вертолётов AH-1W было выпущено 28 ПТУР «ТОУ», 42 ПТУР «Хеллфайр», 450 неуправляемых ракет калибра 70-мм и израсходовано 9300 снарядов к бортовым 20-мм пушкам.

Приоритетными целями являлись позиции миномётов противника. СВВП AV-8B выполнили в ходе операции «Анаконда» 148 боевых вылетов, сбросили 32 корректируемые бомбы GBU-12 с лазерным наведением и две обычные фугасные 226-кг авиабомбы Mk.82. Транспортные вертолёты CH-53E налетали в 191 полёте 257 часов. Они использовались для доставки грузов десантным подразделениям и обеспечивали дозаправку других вертолётов.

Уже в первый день операции стали очевидны просчёты разведки, поэтому численность десанта пришлось увеличить за счёт привлечения дополнительных подразделений. В Панджшер вертолётами было переброшено дополнительно несколько сот солдат и офицеров. Авиационную поддержку наземных войск осуществляли самолёты А-10А, АС-130, В-1, B-52, F-15E, F-16, F-14, F/A-18, AV-8B, «Рафаль», «Мираж-2000». «Рафали» совершили первые боевые вылеты в своей карьере. Французские истребители-бомбардировщики «Мираж-2000» действовали с расположенной на территории Киргизии авиабазы Манас.

В ночь с 3 на 4 марта к месту десантирования первой группы солдат 10-й горной дивизии (десант покинул район высадки) были направлены два вертолёта MH-47 из 160-го авиационного полка специального назначения армии США. Лётчики пилотировали вертолёты в очках ночного видения. На борту вертолётов находились бойцы подразделения специального назначения SEAL ВМС США. В районе высадки вертолёты попали в хорошо организованную засаду. Один «Чинук» (серийный номер, вероятно, 92-0476) получил сразу три попадания гранат РПГ, в результате на вертолёте вышла из строя гидросистема. Экипаж сумел отлететь на километр от места засады. Оба вертолёта приземлились в долине. После осмотра повреждений было принято решение об уничтожении повреждённого МН-47. Второй вертолёт забрал экипаж и десантников первого, но выяснилась пропажа одного младшего командира SEAL. «Лишний» десант был выгружен в безопасном месте, затем МН-47 направился к месту обстрела для поиска спецназовца. К спасательной операции подключили ещё два вертолёта МН-47 с рейнджерами 75-го полка армии США на борту. Эти вертолёты прибыли к месту поиска примерно в 6 ч 45 мин утра 4 марта.

Противник выждал, пока вертолёты приземлятся, после чего по ним был открыт перекрёстный огонь из всех видов стрелкового оружия, РПГ и миномётов. Один МН-47 (серийный номер 92-475) моджахеды уничтожили, второй сумел взлететь. Забрать экипаж и десант уничтоженного МН-47 не представлялось возможным из-за сильного огня. Полного разгрома американцам удалось избежать опять благодаря занимавшим одну из окрестных высот австралийским спецназовцам. В течение 12 часов австралийцы наводили истребители-бомбардировщики, «ганшипы» и боевые вертолёты, которые не позволяли моджахедам приблизиться к месту посадки вертолётов. Вечером удалось успешно провести эвакуацию. Потери десанта составили 6 убитых и 11 раненых.

Анализ операции 4 марта, проведённый западными экспертами, позволяет говорить об утечке информации: засада была грамотно организована – выбраны удобные позиции для пулемётов и миномётов, часть моджахедов имела очки ночного видения, благодаря которым удалось подбить один вертолёт МН-47 в тёмное время суток.

Вертолётная тема доминирует в боевых действиях. Особенно остро необходимы вертолёты МН-47Е. Эти машины способны действовать круглосуточно, неплохо вооружены и принимают на борт оптимальное количество десантников. МН-60 слишком малы, а МН-53 – чересчур громоздкие, поэтому основная нагрузка ложится на «Чинуки» Сил специальных операций. Изначально американцы имели в своём распоряжении всего четыре вертолёта МН-47Е. переброшенных в Узбекистан, но и к апрелю 2002 г. в операции пришлось задействовать половину всего парка вертолётов МН-47Е. К весне 2002 г. вертолёты совершили более 200 вылетов, налетав более 2000 часов. За первые три месяца антитеррористической операции, начиная с 19 октября 2001 г. вертолёты совершили 72 боевых вылета на переброску подразделений Сил специальных операций в районы боевых действий и 18 полётов на эвакуацию бойцов спецназа. Длительность боевого вылета достигала 15 ч. Летая на высотах до 5000 м, вертолётчики вынуждены были пользоваться кислородным оборудованием.

В ходе антитеррористической операции в Афганистане экипажи вертолётов МН-47Е впервые летали в облаках, используя для пилотирования только данные РЛС следования рельефу местности. Ранее лётчики по возможности старались не использовать данную систему.

Экипажи вертолётов 160-го авиационного полка Сил специальных операций армии США неоднократно выражали озабоченность возросшей нагрузкой на небольшое количество вертолётов Боинг МН-47Е, находящихся в Афганистане.

Командование армии США намерено держать в пригодном к полётам состоянии максимально возможное число МН-47Е. Однако Силы специальных операций не в состоянии восполнить вертолёты, потерянные в течение нескольких последних лет, к которым теперь добавились потери, пронесённые в ходе войны с терроризмом. Парк МН-47Е Сил специальных операций армии США в настоящее время меньше изначально небольшого количества – 26-ти вертолётов.

Министерство обороны рассматривает возможность переоборудования в вариант МН-47Е обычных транспортных вертолётов СН-47 «Чинук». Модернизация потребует установки дополнительных топливных баков, РЛС следования рельефу местности, более совершенного радиоэлектронного оборудования и т.д. Не исключается даже возможность закупки вертолётов СН-47 в третьих странах с последующим их переоборудованием в вариант МН-47. Вертолёт МН-47Е имеет увеличенную носовую часть фюзеляжа, в ней размещается большее количество радиоэлектронной аппаратуры. Не все транспортные вертолёты СН-47 оснащены подобными фюзеляжами, что может привести к значительным трудностям в процессе переоборудования вертолётов. Один из тяжело повреждённых в ходе проведения операции «Анаконда» вертолётов МН-47Е возможно удастся восстановить. Повреждённая машина была эвакуирована с места вынужденной посадки российским вертолётом Ми-26 и в начале апреля была доставлена в Форт-Кэмпбелл. Другие вертолёты МН-47, получившие повреждения в Афганистане, также пришлось отозвать с театра военных действий.

Армия предполагает установить на вертолёты МН-47 пулемёты GAU-19, используемые на вертолёта АН-6 «Литтл Бёд» и МН-60, которые обладают большей надёжностью и дальностью стрельбы по сравнению со штатными 7,62-мм пулемётами вертолётов МН-47Е. Кроме того, планируется закупить 24 комплекта комплексной системы предупреждения о пусках ракет. Наибольшие ожидания связаны с модернизацией в вариант МН-47G всех вертолётов MH-47D и MH-47E. Приборное оборудование всех вертолётов МН-47G будет включать пять многофункциональных индикаторов и новое вычислительное оборудование; несущие винты вертолётов будут иметь новые втулки, требующие меньшего объёма технического обслуживания. Модернизация вертолётов, однако, приведёт к снижению действующего парка вертолётов МН-47, поскольку одновременно работы намечено проводить на шести машинах.

Серьёзную озабоченность командования Сил специальных операций вызывает рост массы вертолёта. К примеру, предполагается установка дополнительного бронирования, в первую очередь защищающего борта фюзеляжа, однако в настоящее время в Афганистане вертолёты МН-47 летают со снятой бронёй. Броню демонтируют с целью сохранения на приемлемом уровне лётных характеристик при полётах в горах.

Помимо операции «Анаконда» вертолёты МН-47Е принимали участие в ряде других операций, проводимых на территории Афганистана. Так, вертолёты МН-47Е принимали участие в спасении экипажа самолёта-заправщика МС-130Р Сил специальных операций ВВС США, который врезался в гору 13 февраля 2002 г. Экипаж успел перед столкновением поднять нос самолёта, в результате чего находившиеся на борту люди серьёзно не пострадали. Спасательная операция проводилась в условиях ограниченной видимости. В другом случае, 20 января 2002 г., вертолёт МН-47Е принимал участие в эвакуации экипажа разбившегося вертолёта СН-53 Корпуса морской пехоты США. Второй вертолёт СН-53 не сумел приземлиться рядом с потерпевшей аварию машиной, после чего покинул район падения, сочтя экипаж первого вертолёта погибшим. Уцелевшие члены экипажа первого вертолёта были эвакуированы на МН-47Е.

Армия США рассматривает возможность закупки для Сил специальных операций 25 вертолётов МН-47 и десяти вертолётов МН-60. Действия вертолётных подразделений в Афганистане выявили необходимость количественного увеличения вертолётного парка Сил специальных операций.

Hosted by uCoz