К концу 80-х годов перед Китаем во весь рост стала проблема модернизации крупного парка устаревших истребителей J-7, копии советского МиГ-21. В 1986 году правительство Китая подписало с американской фирмой Grumman контракт на сумму в 550 миллионов долларов, предусматривавший совместную модернизацию этих самолётов. От американских и британских предприятий требовалось оснастить J-7 новыми двигателями и новой авионикой. Проект получил название Super-7. Однако в начале 90-х годов программа, завершённая не более чем на 40%, была остановлена из-за политических разногласий и введения экономических  санкций против КНР. Китайская фирма Chengdu всё же решила продолжить проект, переименованный теперь в FC-1, собственными силами. Примерно с 1993-1994 года содействие китайцам оказывали конструкторы МиГа, с помощью которых самолёт был почти полностью перепроектирован с использованием наработок по «микояновскому» проекту «33» начала 80-х годов.

В то же время, давление, оказываемое на Пакистан и Китай в связи с обменом ракетными технологиями и невозможность получения современного западного вооружения, подталкивала Пекин и Исламабад к более тесному сотрудничеству. В июне 1999 года между странами было подписано соглашение о совместной разработке и производстве истребителя FC-1. Пакистан брал на себя половину расходов, оцененных в 150 миллионов долларов. Силовую установку, двигатель РД-93 на базе РД-33, разработало НПО им. Климова. Закладка первого опытного экземпляра FC-1, в Пакистане получившего обозначение JF-17 Thunder, состоялась на заводе Chengdu 16 сентября 2002 года, а первый полёт был осуществлён 24 августа 2003 года. Первоначально планировалось уже в 2006 году произвести первую серийную партию из 16 машин, а Пакистан заявил о желании приобрести 150 JF-17. В мае 2006 года было объявлено о завершении испытаний последнего, четвёртого прототипа истребителя и готовности к серийному производству. Испытания проходили с задержкой в год, по сравнению с первоначальным планом. Встречались упоминания о возможности разработки учебно-боевого варианта самолёта.

Одновременно, 13 мая 2005 года компания «Рособоронэкспорт» подписала контракт на поставку для китайских истребителей FC-1 100 двигателей РД-93 на сумму 267 миллионов долларов. Контракт может быть расширен для поставки ещё 500 двигателей. После объявления о сделке возникли споры о том, позволит ли Россия реэкспорт этих двигателей в Пакистан, ведь Москва из-за особых отношений с Индией, практически не поддерживает военно-технических контактов с Исламабадом. И всё же Пакистан планирует начать внутреннее серийное производство JF-17 в 2007 году.

Сам Китай, вероятнее всего, произведёт около 250 самолётов этого типа с прицелом на экспорт, хотя принятие его на вооружение собственных ВВС исключать нельзя. Потенциальными заказчиками FC-1 являются такие страны как Иран, Бангладеш, Египет, Нигерия и Зимбабве.

FC-1 является недорогим истребителем завоевания превосходства в воздухе. Теоретически может быть оснащён системой дозаправки топливом в воздухе, а также как авионикой российского и китайского производства, так и западной. Изначально самолёт оснащается ТРД РД-93 с тягой 8300 кгс и БРЛС EL/G-2032 израильской фирмы Elta. Китай, однако, считает целесообразным вариант, при котором на пакистанской версии истребителя будет устанавливаться итальянская БРЛС типа Grifo S-7 с ЩАР разработки фирмы Galileo Avionica, а на китайской версии – БРЛС «Копьё-М» с ФАР. В комплект авионики также входит нашлемный целеуказатель, система ночного видения, система GPS. Вооружение FC-1 размещается на 7 узлах внешней подвески. Это могут быть ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности SD-10, PL-11 и PL-12, ракеты малой дальности PL-6, PL-8, PL-9, бомбы с лазерным наведение, свободнопадающие бомбы и неуправляемые ракеты (НАР) общей массой до 3800 кг.

 

 

 

Источники:

 

http://www.airwar.ru/enc/fighter/fc1.html

http://www.air-defense.net/index.php?cat=21&num_art=190

http://www.sinodefence.com/airforce/fighter/fc1.asp

http://falt.fizteh.ru/index/avia/n_2felhs.html?&xsl:onlynew=0

http://nvo.ng.ru/armament/2004-02-27/6_china.html

http://www.polarmar.ru/seanews/236.shtml

http://cns.miis.edu/pubs/nisexcon/pdfs/ob_0505r.pdf

 

 

Hosted by uCoz