К концу 80-х годов перед Китаем во весь рост стала
проблема модернизации крупного парка устаревших истребителей J-7, копии советского МиГ-21. В 1986 году
правительство Китая подписало с американской фирмой Grumman контракт
на сумму в 550 миллионов долларов, предусматривавший совместную модернизацию
этих самолётов. От американских и британских предприятий требовалось оснастить J-7 новыми двигателями и новой
авионикой. Проект получил название Super-7.
Однако в начале 90-х годов программа, завершённая не более чем на 40%, была
остановлена из-за политических разногласий и введения экономических санкций против КНР. Китайская фирма Chengdu всё же решила продолжить проект, переименованный
теперь в FC-1, собственными силами.
Примерно с 1993-1994 года содействие китайцам оказывали конструкторы МиГа, с
помощью которых самолёт был почти полностью перепроектирован с использованием
наработок по «микояновскому» проекту «33» начала 80-х
годов.
В
то же время, давление, оказываемое на Пакистан и Китай в связи с обменом
ракетными технологиями и невозможность получения современного западного
вооружения, подталкивала Пекин и Исламабад к более тесному сотрудничеству. В
июне 1999 года между странами было подписано соглашение о совместной разработке
и производстве истребителя FC-1.
Пакистан брал на себя половину расходов, оцененных в 150 миллионов долларов.
Силовую установку, двигатель РД-93 на базе РД-33, разработало НПО им. Климова.
Закладка первого опытного экземпляра FC-1,
в Пакистане получившего обозначение JF-17
Thunder, состоялась на заводе Chengdu 16 сентября 2002 года, а первый полёт был
осуществлён 24 августа 2003 года. Первоначально планировалось уже в 2006 году
произвести первую серийную партию из 16 машин, а Пакистан заявил о желании приобрести 150 JF-17. В мае 2006 года было объявлено о завершении
испытаний последнего, четвёртого прототипа истребителя и готовности к серийному
производству. Испытания проходили с задержкой в год, по сравнению с первоначальным
планом. Встречались упоминания о возможности разработки учебно-боевого варианта
самолёта.
Одновременно,
13 мая 2005 года компания «Рособоронэкспорт» подписала контракт на поставку для
китайских истребителей FC-1 100
двигателей РД-93 на сумму 267 миллионов долларов. Контракт может быть расширен
для поставки ещё 500 двигателей. После объявления о сделке возникли споры о
том, позволит ли Россия реэкспорт этих двигателей в Пакистан, ведь Москва из-за
особых отношений с Индией, практически не поддерживает военно-технических
контактов с Исламабадом. И всё же Пакистан планирует начать внутреннее серийное
производство JF-17 в 2007 году.
Сам Китай, вероятнее всего, произведёт около 250
самолётов этого типа с прицелом на экспорт, хотя принятие его на вооружение
собственных ВВС исключать нельзя. Потенциальными заказчиками FC-1 являются такие страны как Иран, Бангладеш,
Египет, Нигерия и Зимбабве.
FC-1 является недорогим истребителем завоевания
превосходства в воздухе.
Теоретически может быть оснащён системой дозаправки
топливом в воздухе, а также как авионикой российского и китайского
производства, так и западной. Изначально самолёт оснащается ТРД РД-93 с тягой
8300 кгс и БРЛС EL/G-2032 израильской фирмы Elta. Китай, однако, считает целесообразным вариант,
при котором на пакистанской версии истребителя будет устанавливаться
итальянская БРЛС типа Grifo S-7 с ЩАР разработки фирмы Galileo
Avionica, а на китайской версии – БРЛС «Копьё-М» с
ФАР. В комплект авионики также входит нашлемный
целеуказатель, система ночного видения, система GPS. Вооружение FC-1 размещается на 7 узлах внешней подвески. Это могут быть ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности SD-10, PL-11 и PL-12, ракеты малой дальности PL-6, PL-8, PL-9, бомбы с лазерным наведение, свободнопадающие бомбы и
неуправляемые ракеты (НАР) общей массой до
Источники:
http://www.airwar.ru/enc/fighter/fc1.html
http://www.air-defense.net/index.php?cat=21&num_art=190
http://www.sinodefence.com/airforce/fighter/fc1.asp
http://falt.fizteh.ru/index/avia/n_2felhs.html?&xsl:onlynew=0
http://nvo.ng.ru/armament/2004-02-27/6_china.html
http://www.polarmar.ru/seanews/236.shtml
http://cns.miis.edu/pubs/nisexcon/pdfs/ob_0505r.pdf